Какая справедливость справедливее?
Мы все чаще сталкиваемся с новыми экономическими правилами, которые нам претят. Но задумаемся: а можно ли без них, с помощью только доброй воли, изменить школу?
Чего только не узнаешь из писем читателей! Например, слово
«новоголовые» – так учителя окрестили реформаторов для удобства
критики. Или спор о том, что в школе есть обучение, а образованием и не
пахнет. Потому что «образовательная услуга» – это гарантированное
научение тому, что можно внешним образом проверить. А это просто ерунда
по сравнению со смысловой образовательной средой, без которой все
«знаю-знаю» ребенка ничего не стоят.
Или вот письмо:
«Ходили на
встречу с человеком из Москвы, ответственным за то, что происходит у
нас в образовании. Речь громкая, хорошо поставленная, в форме
монолога – о преимуществах новых экономических механизмов, как НПФ,
НСОТ, особенное достижение – оплата по результату, дифференцированно, а
то, мол, несправедливо: трое-четверо в коллективе работают, остальные
вид делают, а зарплата одинаковая. Потом можно было задать вопросы. Мы
спрашивали про зашкаливающую перегрузку учителей, а нам – про
преимущества капиталистической системы перед советской. Мы про то, что
школа в кабале ЕГЭ, поэтому недодает ученикам в общем развитии, а нам –
про самоопределение человека в современном мире. Мы про то, что дети,
поступившие в столичные вузы, в регион не возвращаются, а в ответ – «и
это правильно, скажите им, пусть заранее копят деньги». После встречи
такое ощущение, что мы выброшены на обочину жизни, ничего понять не
можем».
Что ж, уважаемый читатель, вы встретились с выразителем (и
воплотителем) идей неолиберальной политики в образовании: конкуренция,
выгода, платежеспособность, капитализм. Отсюда же понятие
«образовательная услуга» – всему есть заказчик, есть исполнитель и есть
цена.
Ничего удивительного, что вы друг друга не поняли. Вам претит мысль о
коммерциализации всего и вся, особенно того, что принято считать общим
достоянием и общественным благом, а их смешит ваша приверженность к
уравнительной справедливости и базовому гарантированному финансированию
образования. А поскольку не вы, а они определяют тренды – обидно.
Но посмотрите: в том числе и за счет экономических механизмов
принуждения многие учителя перестали наконец «учить детей нормально»,
то есть в духе старых программ, а стали пытаться «производить
образовательные события, отвечающие задачам создания и потребления
знаний самим ребенком». Фиксировать процесс, проводить рефлексию,
получать оценку коллег и оценивать их работу. И многие – даже входить
во вкус нового образа обучения.
…Худо ли бедно – процессы все равно перезапускаются. И не потому, что
«они» – правы (очень часто неправы), а потому что мы – можем. И слышим
время.