За школьной партой – на университетской скамье!
В столичном образовании пробуют создать новое связующее звено между школой и вузом
Новшество московского образования: при вузах создаются
предуниверсарии. Это не платные подготовительные курсы, а бесплатное
обучение старшеклассников в вузе по школьной программе. Идея понятна:
дети заинтересованы поступить в вузы, вузы – получить хорошо
подготовленных школьников. И вузы готовы учить детей для себя, своими
силами.
Хочешь сделать хорошо –
делай сам
1 сентября 2013 года по инициативе Департамента образования г.
Москвы – http://www.educom.ru/ru/official/detail/?ID=61687 стартовал
пилотный проект по организации предуниверсариев при столичных вузах.
Первая и главная цель эксперимента – укрепить связь между школой и
вузом, помочь старшеклассникам, завтрашним студентам, интегрироваться в
университетскую среду. Вторая, более приземленная, но не менее важная
задача – устранить пробелы в знаниях учащихся, которые мешают им
освоить программы высшего образования в период обучения в вузе. Не
секрет, что на «дотягивание» первокурсников до необходимого уровня у
вузовских преподавателей уходит от нескольких месяцев до года.
Наконец, третья миссия предуниверсариев состоит в том, чтобы
сориентировать подростков на специальности, профильные для данного вуза.
Принципиальная новизна предуниверсариев по сравнению с
подготовительными курсами – их бесплатность для учащихся.
Финансирование поступит из столичного бюджета в виде субсидий в объеме
123 тыс. рублей на каждого ученика в год (по нормативу, общему для всех
московских старшеклассников). Свою долю внесут и вузы.
В то же время конечной целью предуниверсария не является поступление
учащихся именно в данный вуз. Если раньше (до введения обязательного
ЕГЭ) выпускники платных подготовительных курсов и школ, которые
считались базовыми для того или иного вуза, поступали почти
автоматически, то в новых условиях шансы абитуриентов зависят
исключительно от результатов ЕГЭ. Разумеется, на эти результаты
существенное влияние оказывает и качество подготовки; и это качество
вузы готовы обеспечить в большей степени, нежели школы: гарантией могут
служить научные кадры и лабораторная база.
И вот важное добавление: речь пока идет о сильных вузах, которые
вкладывают средства в свое развитие и привлекают лучших преподавателей.
Это МГТУ им. Н.Э.Баумана, МИФИ, МИИТ, Первый медицинский университет
им. И.М.Сеченова. Уже идут занятия в предуниверсариях при РГГУ и НИУ
«Высшая школа экономики».
По новому ФГОС для
старшей школы
Ребята обучаются непосредственно в стенах вуза, но
предварительно проводится отбор на конкурсной основе: например, в
«Вышку» требовалось сдать три экзамена – по русскому языку, математике
и иностранному; в РГГУ – пройти собеседование и предъявить результаты
ГИА.
Кроме того, каждый вуз предлагает свои наработки. В РГГУ это авторские
программы «Мастер» и «Открытие», предполагающие активное
психологическое сопровождение учебного процесса, учет возрастных и
психологических особенностей детей, применение исследовательских и
проектных методов в обучении. А в НИУ-ВШЭ учебный процесс помимо
преподавателей будут курировать студенты-тьюторы, задача которых –
помочь осуществить учащимся индивидуальные образовательные программы.
Это важно, потому что и в РГГУ, и в НИУ-ВШЭ обучение построено на
основе новых ФГОС для 10–11 классов. И хотя их массовое введение
запланировано на 2020 год, вузам предоставляется возможность сделать
это раньше установленного Минобрнауки срока – в зависимости от степени
готовности.
А одна из главных особенностей нового стандарта – профильный принцип
обучения с акцентом на развитие индивидуального образовательного
маршрута каждого школьника; предоставление права выбора предметов и
уровня их изучения (базовый или профильный). В предуниверсариях это уже
день сегодняшний: ученик выбирает предметную область, может отдать
предпочтение какому-то предмету или изучать его интегрированно. Но
общий объем учебной нагрузки не должен превышать 37 часов в неделю.
Долгая дорога от мечты до
практики
Идея профильного обучения впервые нашла отражение в Концепции
модернизации российского образования до 2010 года, утвержденной
распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 года. В 2003–2006
годах проводился эксперимент по введению профильного обучения, в нем
приняли участие школы 22 муниципальных образований из 10 субъектов РФ.
Целью эксперимента были: апробация нового содержания и форм организации
учебного процесса с учетом потребностей рынка труда, а также
обеспечение сознательного выбора учащимися будущего направления
профессиональной деятельности.
В ходе эксперимента отрабатывался механизм организации и проведения
предпрофильной подготовки в 9 классах, апробировался федеральный
базисный учебный план среднего (полного) общего образования (БУП-2004).
В том числе преподавание предметов на базовом и профильном уровнях,
элективные курсы (обязательные предметы по выбору), также проверялась и
целесообразность использования портфолио учебных достижений.
Многое тогда было впервые и казалось нереальным. В 2005 году
руководитель эксперимента, известный педагог Анатолий Пинский очень
осторожно высказывался о перспективах внедрения профильного обучения:
оно станет массовым, но не всеобщим.
Широкому распространению профильного обучения препятствовали
недостаточные ресурсы школы (особенно сельской, малокомплектной) для
организации различных профилей в соответствии с потребностями учащихся.
Еще в 2003–2006 годах предлагалось ввести сетевую форму реализации
образовательных программ, которая бы позволила подростку обучаться на
базе других школ, способных обеспечить профильную подготовку. Однако на
практике нововведение не сработало: не было юридической основы, и
деньги тогда не следовали за учеником.
Однако Закон «Об образовании в РФ», который вступил в силу 1 сентября
2013 года, в теме «профильное образование» расставил все точки над «i».
Например, в ст. 15 (п.1,2) установлено, что в реализации
образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также
могут участвовать научные, медицинские, физкультурно-спортивные и
другие организации, «обладающие ресурсами, необходимыми для
осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики,
других видов деятельности, предусмотренных образовательной программой».
Кроме того, п.3 ст. 34 закона легализует индивидуальные учебные планы,
что очень важно в условиях профильного обучения, а п.4 ст.17 допускает
сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Таким образом, организация предуниверсариев стала возможной.