ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ
Образовательный бюджет: на чем сэкономят?
Похоже, федеральный центр отказывается от части бюджетных обязательств, а часть перекладывает на регионы
На очередном заседании профильного комитета Госдумы обсудили
проект федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и
2016 годов. Выводы неутешительны: расходы на сферу образования
будут сокращаться. Так, если в текущем году эти расходы
установлены в объеме 687,5 млрд рублей, то в 2014 г. показатель
снизится примерно до 593 млрд. В 2015 и 2016 годах он возрастет до 623
млрд и 639 млрд рублей соответственно – но все равно не приблизится
к уровню нынешнего года. Доля в общем объеме расходов федерального
бюджета по разделу «Образование» по сравнению с 2013 г. (5,1%)
уменьшится и составит в 2014 г. – 4,3%, в 2015 г. – 4,1% и в 2016 г. –
3,9%.
Сокращение бюджетных ассигнований объясняется несколькими
причинами. Приведем наиболее значимые и весомые по объему
финансирования.
Во-первых, завершается программа модернизации региональных систем
образования, на реализацию которой с 2011 по 2013 г. было выделено 120
млрд рублей.
Во-вторых, ряд обязательств передается с федерального на региональный
уровень. Например, выплата денежного вознаграждения классным
руководителям в объеме 11 млрд 450 млн рублей со следующего года будет
осуществляться из бюджетов субъектов РФ, а с 2015 г. – нагрузка на них
еще больше увеличится за счет финансирования мероприятий по проведению
оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации (4 млрд 370 млн рублей в год).
Депутаты считают недопустимым снижение расходов на образование,
поскольку оно не позволит выполнить задачи, поставленные президентом в
его Указах от 7 мая 2012 г.
В том числе – обеспечить достижение к 2016 г. 100-процентной
доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до
семи лет. Для реализации этого масштабного плана, по подсчетам
парламентариев, потребуется 200 млрд рублей.
Напомним, что в этом году на эти цели из федерального бюджета регионам
была выделена субсидия в объеме 50 млрд рублей, благодаря которой до
конца года планируется построить свыше 500 детских садов и ввести более
350 тыс. новых мест в ДОУ.
Однако проект бюджета на ближайшие три года средства на эти цели не
предусматривает. Не предусмотрена и поддержка с федерального уровня
дополнительного образования.
Кроме того, парламентарии убеждены, что передача выплат за классное
руководство 800 тыс. российским учителям на региональный уровень в
настоящее время нецелесообразна и приведет к утрате достигнутых
результатов по воспитанию учащихся.
Члены профильного комитета предлагают продолжить программу
софинансирования из федерального бюджета программы модернизации
региональных систем общего образования (пусть даже и с меньшим объемом
субсидий по сравнению с предыдущими тремя годами), поскольку в этой
сфере остается еще много нерешенных задач, в том числе связанных с
введением новых школьных ФГОС, обеспечением бесплатными учебниками
учащихся и других важных обязательств.
Есть, правда, и несколько ложек меда в этой бочке дегтя: планируется
увеличить расходы на профессиональное образование, в частности, на
индексацию стипендиального фонда на уровень инфляции, на устранение
дефицита мест в общежитиях для иногородних студентов, а также выделить
дополнительные бюджетные ассигнования на повышение зарплаты
преподавателей вузов – правда, с одной настораживающей оговоркой: с
учетом планируемого снижения контингента студентов и как следствие
этого – сокращения числа педагогов, занятых в высшем образовании.
Зато государство не пожалеет денег на поддержку ведущих вузов: 10,5
млрд рублей в 2014 г., 12 млрд рублей – в 2015 ьг., 12,5 млрд рублей –
в 2016 г. и на программу развития ведущих классических университетов РФ
(в 2014 и 2015 гг.– по 1 млрд рублей каждому вузу).
Депутаты не выразили большого энтузиазма по поводу этих показателей,
считая, что политика адресных инвестиций в отдельно взятые
привилегированные храмы науки усугубляет неравенство в сфере высшего
образования. По их мнению, средства следует направить на укрепление
позиций рядовых региональных вузов, которые зачастую лишены возможности
приобрести современное оборудование и провести элементарный ремонт.
В заключении комитета отмечается, что проект бюджета на ближайшие три
года «может быть рекомендован к принятию его Госдумой в первом чтении
только при условии учета высказанных замечаний и предложений».
...Удастся ли депутатам отстоять свою позицию, покажет первое чтение,
которое, по предварительным данным, должно состояться в конце октября.