ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ
Реформа педагогического образования: в сторону универсальности или специализации?
На семинаре Института образования «Актуальные исследования и
разработки в области образования» (НИУ-ВШЭ) выступил Анатолий Каспржак
с докладом «Комплекс мер по модернизации педагогического образования».
По завершении доклада состоялась дискуссия, показавшая, что говорить о
подготовке учителя просто, а вот о его образовании – куда сложнее…
По призванию на всю жизнь
или по контракту на время?
Докладчик опирался на уже известные статистические выкладки и
знакомые данные о качестве отечественного педагогического сообщества.
Соответственно предлагаемые им меры модернизации педобразования шли в
логике «восполни недостающее». Так что в дискуссии одни выступающие
назвали этот подход устаревшим, «индустриальным», другие говорили о
том, что связь с реальностью – это как раз очень хорошо. Потому что в
этом вопросе никто во всем мире не имеет четкого понимания, «как надо».
Среди прочего: как оценить труд учителя – не знаем; какие формы
подготовки нужны – не знаем… и нигде не знают, а значит, консервативные
подходы надежнее.
Итак, что такое педагогическое образование сегодня и как
сегодня следует готовить новых учителей?
В Китае, например, педагогов готовят всего 2%, меньше, чем
любых других специалистов, поскольку прийти в учителя человек может
разными путями. А у нас и статистику собрать трудно: сколько есть,
сколько надо – не сказать. Виктор Болотов, недавно посетивший многие
педагогические вузы страны, был удивлен пониманием задач руководства.
Люди думают в первую очередь о том, как обеспечить нагрузкой
профессорско-преподавательский состав, и отсюда исчисляют потребность
в кадрах региона.
Но насколько реально вывести педагогическое образование «из
гетто» педвуза? Допустим, бакалавр математики из технического пришел на
педагогическую программу в магистратуру и стал учителем. Надо ли
открывать педспециальность в ведущих вузах страны?
Исак Фрумин считает: твердого ответа нет. Но общая линия – это
более широкий педагогический бакалавриат, элитный, дорогой. Пусть
учителей с дипломами учителя будет немного, но это будут лучшие.
Проговаривали также идею о «гуманитарном бакалавриате» (без
профессии): сначала – широкое общее развитие, уж потом специализация на
свое усмотрение.
В общем, есть разные идеи, а что касается моделей – они в
разных странах разные. Где-то вообще нет и не было педвузов (Франция,
там на педагогическую деятельность надо просто получить лицензию), а
где-то педвузы дают лучшее в стране образование (в Финляндии огромный
конкурс).
Что делать нам? Сразу отбирать социально способных детей
(вернуться к педклассам), или они сами обнаружатся в процессе получения
общего высшего образования? Соединять магистерскую программу по
педагогике и повышение квалификации учителей, или это разные вещи?
Аргументы как «за», так и «против» находились по каждому вопросу, но
надежду на вариативность не сбивали.
– Хорошо, если хоть 5% наших идей будет воплощена, –
радовались своей смелости эксперты.
Сработает – не
сработает
Игорь Реморенко, ректор Московского городского педагогического
университета (МГПУ), разобрал по косточкам нереальные предложения
коллег. Механизмы отбора лучших в профессию у нас не сработают. После
2006 года вакансий стало в 10 раз меньше, фактически нет пустых рабочих
мест. Не сработает идея «как у врачей», чтобы были интерны или
учителя-стажеры, как раз наоборот – медицина собирается отказаться от
интернатуры. Куда интереснее специальные приемные сюжеты для
поступающих в педвуз, например, олимпиада по педагогике. Ну и саму
педпрактику надо позиционировать иначе, для чего внести изменения в
стандарт. Главное – рамку правильно поставить.
Далее новый ректор стал говорить совершенно неожиданные вещи.
Учить педагогике не впрямую, а создавать разнообразные практики,
которые обеспечивали бы становление личности в системе
«человек–человек»… Интерактивные игры в павильоне «Космос» дают
возможность более глубокой рефлексии, чем обсуждение урока... Очень
полезно втягивать разные антропопрактики в педобразование…
Флаг, конечно, в руки, хотя Виктор Болотов еще раз напомнил о
своем путешествии от Уссурийска до Калининграда – везде в педвузах
доминирует лекционно-семинарская система, и какого же субъекта своей
деятельности она может вырастить?
Что правда: сегодня предложение составить свою образовательную
программу под тех детей, которые достались, повергает нашего учителя в
ужас.
Алексей Семенов, ректор Московского педагогического
государственного университета (МПГУ), считает, что думать сегодня надо
образовательными программами, а не учреждениями. Об этом говорит и
закон. Будущие педагоги должны получать «лучшее высшее» – оно и есть
педагогическое. Даже слово «гуманитарное» снижает смысл универсальности
образования будущего педагога. Ведь главное, что должен уметь учитель,
– решать задачи в зоне ближайшего развития ребенка. Но сегодня этот
практический взгляд все еще фантастичен.
Тут Виктор Болотов позволил себе не согласиться: для родителей
такой взгляд уже не фантастичен: выбирая школу для ребенка, люди теперь
спрашивают, не где к ЕГЭ лучше готовят (с подготовкой по предметам
семья теперь сама справляется), а где думать научат, «мозги поставят»,
гармоничному развитию посодействуют…
От сильных предметных школ –
к ответственной педагогической деятельности
Дмитрий Иванов из Академии постдипломного образования (нашим
читателям он знаком:
http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201200914)
довольно сильно
сокрушался по поводу неготовности учителя порвать с предметоцентризмом
ради педагогических целей и ценностей: «Передать им идеологию ФГОС
совершенно невозможно… для них слово «субъект» – подстава, потому что
система в целом работает на совершенно других основаниях».
Константин Ушаков, главный редактор «Директора школы», пытался
прояснить понятие учительского профессионализма через содержание
деятельности: оно все более упрощается, и на сегодня учитель мало кем
воспринимается как специалист, как умеющий и знающий то, что людям
других профессий недоступно.
Виктор Болотов отвечал на записки из зала. Пришла такая,
например: «Почему не рассматривается вопрос о заключении договора на
отработку с выпускником педвуза?» Ответ: потому что крепостное право
отменили 150 лет назад… вариант ссылки в этой аудитории не обсуждается.
Обидно, да? Люди (а тут сплошь ученые!) пришли поговорить о
новом профессионализме, а из какой жизни думают?
В общем, худо ли бедно, реорганизация подготовки специалистов
началась. Тут одних профстандартов (квалификационная рамка) мало. А
внутренняя свобода, педагогический дар, оснащенность специальными
умениями – это ведь воспитывается и развивается в человеке. Неужели
настанет время, когда не только за счет собственных усилий, не только
вопреки среде…