Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2013
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ


Кожурина Людмила

Реформа педагогического образования: в сторону универсальности или специализации?

На семинаре Института образования «Актуальные исследования и разработки в области образования» (НИУ-ВШЭ) выступил Анатолий Каспржак с докладом «Комплекс мер по модернизации педагогического образования». По завершении доклада состоялась дискуссия, показавшая, что говорить о подготовке учителя просто, а вот о его образовании – куда сложнее…

По призванию на всю жизнь или по контракту на время?

Докладчик опирался на уже известные статистические выкладки и знакомые данные о качестве отечественного педагогического сообщества. Соответственно предлагаемые им меры модернизации пед­образования шли в логике «восполни недостающее». Так что в дискуссии одни выступающие назвали этот подход устаревшим, «индустриальным», другие говорили о том, что связь с реальностью – это как раз очень хорошо. Потому что в этом вопросе никто во всем мире не имеет четкого понимания, «как надо». Среди прочего: как оценить труд учителя – не знаем; какие формы подготовки нужны – не знаем… и нигде не знают, а значит, консервативные подходы надежнее.
Итак, что такое педагогическое образование сегодня и как сегодня следует готовить новых учителей?
В Китае, например, педагогов готовят всего 2%, меньше, чем любых других специалистов, поскольку прийти в учителя человек может разными путями. А у нас и статистику собрать трудно: сколько есть, сколько надо – не сказать. Виктор Болотов, недавно посетивший многие педагогические вузы страны, был удивлен пониманием задач руководства. Люди думают в первую очередь о том, как обеспечить нагрузкой профессорско-преподавательский со­став, и отсюда исчисляют потребность в кадрах региона.
Но насколько реально вывести педагогическое образование «из гетто» педвуза? Допустим, бакалавр математики из технического пришел на педагогическую программу в магистратуру и стал учителем. Надо ли открывать педспециальность в ведущих вузах страны?
Исак Фрумин считает: твердого ответа нет. Но общая линия – это более широкий педагогический бакалавриат, элитный, дорогой. Пусть учителей с дипломами учителя будет немного, но это будут лучшие.
Проговаривали также идею о «гуманитарном бакалавриате» (без профессии): сначала – широкое общее развитие, уж потом специализация на свое усмотрение.
В общем, есть разные идеи, а что касается моделей – они в разных странах разные. Где-то вообще нет и не было педвузов (Франция, там на педагогическую деятельность надо просто получить лицензию), а где-то педвузы дают лучшее в стране образование (в Финляндии огромный конкурс).
Что делать нам? Сразу отбирать социально способных детей (вернуться к педклассам), или они сами обнаружатся в процессе получения общего высшего образования? Соединять магистерскую программу по педагогике и повышение квалификации учителей, или это разные вещи? Аргументы как «за», так и «против» находились по каждому вопросу, но надежду на вариативность не сбивали.
– Хорошо, если хоть 5% наших идей будет воплощена, – радовались своей смелости эксперты.

Сработает – не сработает

Игорь Реморенко, ректор Московского городского педагогического университета (МГПУ), разобрал по косточкам нереальные предложения коллег. Механизмы отбора лучших в профессию у нас не сработают. После 2006 года вакансий стало в 10 раз меньше, фактически нет пустых рабочих мест. Не сработает идея «как у врачей», чтобы были интерны или учителя-стажеры, как раз наоборот – медицина собирается отказаться от интернатуры. Куда интереснее специальные приемные сюжеты для поступающих в педвуз, например, олимпиада по педагогике. Ну и саму педпрактику надо позиционировать иначе, для чего внести изменения в стандарт. Главное – рамку правильно поставить.
Далее новый ректор стал говорить совершенно неожиданные вещи. Учить педагогике не впрямую, а создавать разнообразные практики, которые обеспечивали бы становление личности в системе «человек–человек»… Интерактивные игры в павильоне «Космос» дают возможность более глубокой рефлексии, чем обсуждение урока... Очень полезно втягивать разные антропопрактики в педобразование…
Флаг, конечно, в руки, хотя Виктор Болотов еще раз напомнил о своем путешествии от Уссурийска до Калининграда – везде в педвузах доминирует лекционно-семинарская система, и какого же субъекта своей деятельности она может вырастить?
Что правда: сегодня предложение составить свою образовательную программу под тех детей, которые достались, повергает нашего учителя в ужас.
Алексей Семенов, ректор Московского педагогического государственного университета (МПГУ), считает, что думать сегодня надо образовательными программами, а не учреждениями. Об этом говорит и закон. Будущие педагоги должны получать «лучшее высшее» – оно и есть педагогическое. Даже слово «гуманитарное» снижает смысл универсальности образования будущего педагога. Ведь главное, что должен уметь учитель, – решать задачи в зоне ближайшего развития ребенка. Но сегодня этот практический взгляд все еще фантастичен.
Тут Виктор Болотов позволил себе не согласиться: для родителей такой взгляд уже не фантастичен: выбирая школу для ребенка, люди теперь спрашивают, не где к ЕГЭ лучше готовят (с подготовкой по предметам семья теперь сама справляется), а где думать научат, «мозги поставят», гармоничному развитию посодействуют…

От сильных предметных школ – к ответственной педагогической деятельности

Дмитрий Иванов из Академии постдипломного образования (нашим читателям он знаком: http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201200914) довольно сильно сокрушался по поводу неготовности учителя порвать с предметоцентризмом ради педагогических целей и ценностей: «Передать им идеологию ФГОС совершенно невозможно… для них слово «субъект» – подстава, потому что система в целом работает на совершенно других основаниях».
Константин Ушаков, главный редактор «Директора школы», пытался прояснить понятие учительского профессионализма через содержание деятельности: оно все более упрощается, и на сегодня учитель мало кем воспринимается как специалист, как умеющий и знающий то, что людям других профессий недоступно.
Виктор Болотов отвечал на записки из зала. Пришла такая, например: «Почему не рассматривается вопрос о заключении договора на отработку с выпускником педвуза?» Ответ: потому что крепостное право отменили 150 лет назад… вариант ссылки в этой аудитории не обсуждается.
Обидно, да? Люди (а тут сплошь ученые!) пришли поговорить о новом профессионализме, а из какой жизни думают?
В общем, худо ли бедно, реорганизация подготовки специалистов началась. Тут одних профстандартов (квалификационная рамка) мало. А внутренняя свобода, педагогический дар, оснащенность специальными умениями – это ведь воспитывается и развивается в человеке. Неужели настанет время, когда не только за счет собственных усилий, не только вопреки среде…