УЧИТЕЛЬСКИЕ МЕМУАРЫ
Школа дневная, школа вечерняя...
Сорок лет в классе с видом на фабричную окраину
День учителя... Для тех педагогов, у кого за плечами десятки
лет, проведенных в школе, это праздник особенный. Они начинали в годы,
которые для нас сегодняшних – седая старина. Они хранят бесконечное
множество воспоминаний. Про жизнь школы за последние полвека.
Изменилось ли что-то? Дети – все те же? Смешные, трогательные
истории, точно характеризующие эпоху. И учителей, которые в любые
времена бывают любящими, терпеливыми, изобретательными, веселыми.
Спасибо им!
Послевоенные годы
Школа в маленьком промышленном подмосковном городке. Учатся
здесь ребята, родители которых не так давно приехали из деревень и
живут в казармах, построенных еще «при той» власти. По имени бывшего
владельца ткацкой фабрики район называется Cоболевка. Это, конечно же,
не московская Хитровка, но в темное время года одному здесь лучше не
прогуливаться. Хотя парк при фабрике, барский дом, липовые аллеи, река
конечно же замечательные.
***
После войны в школу пришел работать раненый десантник. Но он выдержал
только одну неделю и ушел (сбежал) от девчонок-старшеклассниц. Сказал:
«Мне человека ничего не стоит убить, а они хихикают на уроке и строят
мне глазки».
***
Грустная история. Первомайская демонстрация. Несли портреты
вождей государства. Десятиклассник поставил портрет Сталина на землю и
говорит: «А ведь Сталина легко можно убить. Он стоит на трибуне, его
никто не охраняет». Как же он ошибался. Через неделю мальчика не было
ни в школе, ни в городе.
***
Из Сибири во второй класс приехал 8-летний мальчик. Там он
ходил с отцом на охоту, стрелял белок. Зимой бегал в школу один на
лыжах по тайге 10 километров, не боясь волков. Ребенок садился за
первую парту спиной к учителю и говорил: «Учительница, я тоже, как ты,
хочу смотреть на ребят. Мне так нравится». Через год он уехал обратно в
тайгу. Не смог жить в городе. Говорил: «Здесь скучно. Все ленивые.
Ничего не делают».
***
В Москве много литературных музеев. Ехали на электричке целый
час. Иногда возила сразу два класса. Пассажиры, видя такое количество
детей, бежали в другие вагоны, на ходу бросая: «Святая!». Поехали в
Музей-квартиру А.П.Чехова. На небольшом отрезке пути почти напротив
высотного дома, застрял грузовичок. Водитель попросил ребят подтолкнуть
машину. И вот наши школьники в белоснежных рубашках и отглаженных
брюках, забыв о Чехове, принялись радостно вытаскивать машину из
мартовской грязи. А потом усталые, грязные, шумные ввалились в музей.
Самый активный чумазый толкальщик тут же плюхнулся на стул в зале
музея. Экскурсовод – маленькая интеллигентная старушка – прижала руки к
груди и запричитала: «Мальчик! Это же Чехов! Он здесь сидел! Иностранцы
плачут!» Мальчик нехотя поднялся: «Подумаешь, иностранцы, Чехов… А я
устал, я машину вытаскивал».
Шестидесятые годы
Однажды поехали в Ясную Поляну. По непонятным причинам
экскурсовода на месте не оказалось. Экскурсию вызвался провести
председатель колхоза: «Вот могилка великого русского писателя Льва
Николаевича Толстого, мимо которой он ходил купаться на речку Воронку».
Конечно, стилистика хромала. Зато какой неравнодушный человек
встретился в жизни мальчишкам и девчонкам!
***
Ребята с учителем биологии посадили школьный сад, но не
вишневый, а из черноплодной рябины. Надо сказать, эта рябина – дитя
Мичурина, скрестившего вишню с рябиной и испортившего вкус ягоды. Но в
школе зародилась хорошая традиция: первого сентября дарить всем
первоклассникам кульки яблок и черноплодной рябины из школьного сада.
***
Иногда доходило и до рукоприкладства. Неуправляемый
пятиклассник без стеснения терроризировал всю школу. Ученики не могли
дать ему отпора. Учителя безрезультатно пытались объяснить азы
человеческого поведения. Как говорит моя подруга в таких случаях:
«Воздух – плохой проводник слов». Но все-таки час расплаты настал.
Занятия проходили в вечернюю смену, и в школе внезапно погас свет.
Тут-то учитель-мужчина и влепил в темноте хулигану затрещину. Наш
пятиклассник конечно же по силе удара понял, что это не одноклассник,
но жаловаться было не на кого: темно. Поступок учителя вроде бы
неэтичный, зато каков результат: дальнейшее почти примерное поведение
бывшего хама.
***
На перемене учителям-женщинам приходилось заходить в мужской
туалет, чтобы отлавливать там курящих учеников. При появлении
учительницы молниеносно открывались окна первого этажа, и вся курящая
братия вываливалась в открытые окна как горох. Пришлось окна забить. В
туалете стали курить меньше, перебравшись за угол школы. Вечен закон
математики: от перемены мест слагаемых сумма не меняется.
Семидесятые годы
Загадочное явление. Был урок, который старшеклассники просто
обожали. Не прогуливали и даже не опаздывали. Секрет увлеченности
предметом вскоре открылся. Рядом со школой ткацкая фабрика построила
общежитие для молодых работниц. Они в свободное время загорали топлес
на подоконниках. Из окон класса, где проходили любимые
старшеклассниками занятия, открывался шикарный обзор.
***
Выпускной по литературе. Все старательно пишут сочинение.
Проходит полтора часа. Учитель видит, что ученик не отрываясь читает
«Войну и мир». Педагог подходит и сердито шепчет: «Ты что, с ума сошел?
Экзамен идет, а ты все читаешь. Когда писать-то будешь?» А ученик в
ответ: «Книга-то, оказывается, интересная. Хочется узнать, что в конце».
***
После окончания занятий в том же помещении занимались взрослые – школа
вечерняя. В конце учебного года у них, как и у ребят – экзамены по
литературе. Сочинение на заданную тему. Поскольку наукой овладели не
все, учитель сам срочно написал пару сочинений и раздал наиболее
«продвинутым» ученикам, велев переписать хотя бы через слово. Приказ
выполнили буквально, как в армии. Перед изумленными взорами комиссии,
да и самого учителя предстало нечто похожее на шифрограмму разведчика:
«…пошел…лес…морозный…блестел…бриллиант…».
Девяностые годы
Не хотели пятиклассники-акселераты заниматься теорией истории.
Пришлось переходить к практике. Проштудировав в библиотеке массу книг
по искусству ведения боя всех времен и народов, учитель поделил класс
на группы и проводил на уроке «боевые действия», выстраивая учеников
каре, свиньей, обучая другим военным приемам. Ребята с удовольствием
ходили на занятия.