Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

И.Ю.Млодик
Современные дети и их несовременные родители
М.: Генезис, 2011

Несовременные – это те, кому сейчас, как и автору, около сорока лет. Детство прошло в советской школе с полным набором идеалов и представлений о возможном будущем, о моделях поведения в разных ситуациях. И вдруг все поменялось: надежные истины превратились в ничто, исчезла уверенность в будущем. При этом нужно как-то растить детей, внуков, готовить к взрослой жизни. Но если честно проанализировать свою более или менее удавшуюся жизнь, окажется, что наши модели поведения не так уж хороши и не стоит их навязывать следующему поколению.
Доказывая это, автор рассказывает случаи из практики, эпизоды, увиденные на улице. В них отчетливо просматриваются сплошь благие намерения: сделать так, чтобы ребенок воплотил все, что не удалось взрослому; или чтобы был похож на взрослого; или чтобы вырос успешным, самостоятельным, обеспеченным. При этом родители действуют наперекор природе ребенка. «Как непросто увидеть своего ребенка в настоящем, увидеть его свободным от ваших ожиданий, представлений, амбициозных намерений. Между тем без этой возможности он вырастет зависимым, вынужденным все время собирать ожидания значимых для него людей и пытаться им соответствовать». Хотим ли мы, чтобы ребенок жил придуманную нами, а значит, не свою жизнь?
Это совсем не означает, что от нас ничего не зависит. Автор предлагает позаботиться о будущем своего ребенка, разобравшись... со своим прошлым. Оказывается, мы часто портим жизнь детям под влиянием собственных детских травм: излишне опекаем, привязываем к себе эмоционально, невольно препятствуем тому, чтобы в них формировались истинно женские и подлинно мужские черты.
Как же растить ребенка «не подавляя и не травмируя»? Автор дает некоторые рекомендации относительно родительской власти, типичных детских травм, непослушания, пассивности или агрессии. Оказывается, многие из этих детских проблем можно решить, начав с себя.

Эрлинг Руланн
Как остановить травлю в школе
М.: Генезис, 2012

Травля или, на западный манер, буллинг, моббинг – одна из тяжелейших школьных проблем. Общество обеспокоено и упрекает учителей в бездействии. Однако чаще всего причина кроется в том, что педагоги просто не знают, как бороться с этим явлением.
Автор книги, норвежский социальный педагог, разработал антимоббинговую программу, которая оказалась настолько эффективной, что стала внедряться и в других странах.
Для того чтобы совладать с каким бы то ни было проявлением, для начала нужно понимать его природу. «Психология моббинга» – стоит в подзаголовке книги. Автор приводит исследования своих коллег из разных стран относительно природы травли, анализирует, какие формы насилия свойственны для разных групп школьников. В частности, отмечает, что в последнее десятилетие опасными орудиями моббинга стали мобильный телефон и интернет, с их появлением уровень травли резко возрос. Описан механизм насилия: что его запускает (преследователь ищет повод для обвинения) и какие факторы позволяют ему разворачиваться все сильнее (социальная дистанция, наблюдатели, особенности поведения жертвы).
Если педагоги школы примут решение о том, чтобы систематически противостоять моббингу, им, возможно, помогут несколько принципов, сформулированных автором: «ясная и четкая руководящая позиция взрослых; согласованность различных мероприятий, сотрудничество для достижения общей цели; правила, процедуры и приемы работы». Тому, как может выглядеть воплощение этих принципов на практике, посвящена вся вторая часть книги.