Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2013
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ


Дашковская Ольга

Бюрократичеcкая нагрузка на школы сократится. Когда?

Новый заместитель министра назвал сроки

8 октября «РИА Новости» провело пресс-встречу в  Гостиной на Тверской  для журналистов российских СМИ. Гостем был Вениамин Шаевич Каганов, новый заместитель министра образования и науки РФ. Тема встречи – актуальные вопросы развития образования.

Самая актуальная тема, как оказалось по вопросам, – засилье отчетности в образовательных учреждениях. Второй месяц люди пишут необходимые на начало года бумаги и никак не напишут.
Вениамин Каганов пообещал сократить бюрократическую нагрузку на школы, он считает, что в большинстве школ проблему можно решить к 2016 году:
– Мы находимся в процессе перехода, не до конца запущена система электронных журналов, дневников, отчетности и так далее, параллельно еще действует старая. Счастье наступит не скоро, но думаю, после 2016 года такой проблемы не будет.
На взгляд самого замминистра, главная проблема, стоящая перед ведомством, – реформа дополнительного образования. Предстоит решить задачи обеспечения доступности и качества.
По планам правительства к 2020 году число детей в возрасте от 5 до 18 лет, которым будет доступно качественное дополнительное образование, должно составить не менее 75%. Сегодня это порядка 58%, причем и эта цифра сомнительная.
Несколько слов о проблемах наличного дополнительного образования. Во-первых, кружки и секции посещают в основном дети дошкольного и младшего школьного возраста, которых туда приводят мамы. А вот ребятам постарше эта система не очень интересна – значит, потребуется кардинально повысить уровень педагогов ДО. Прежде всего развивать находящееся сегодня в упадке научно-техническое, инженерное творчество. В эти сферы должны прийти профессионалы в каждой конкретной области, например, авиаконструкторы, дизайнеры и т.д., которые могли бы работать по контракту. Сегодня сделать это сложно, поскольку далеко не во всех учреждениях допобразования действует нормативно-подушевое финансирование. Однако с введением новых экономических механизмов система станет более гибкой и открытой, уверен замминистра.
Во-вторых, возможности учреждений допобразования можно расширять за счет организации сетевого взаимодействия с другими организациями, в том числе с ведущими вузами, обладающими хорошими ресурсами и материально-технической базой. Новый Закон «Об образовании в РФ» дает такие права.
В-третьих, зарплата педагогов дополнительного образования будет повышена до средней по экономике региона. Сегодня эта задача решается крайне неравномерно: например, в пяти территориях зарплата педагогов допобразования выше, чем зарплата школьных учителей, в остальных – существенно ниже. Выравнять ситуацию планируется уже к 2014–2015 годам.
При министерстве создан межведомственный совет по дополнительному образованию, написан и разослан в регионы для обсуждения проект программы по развитию дополнительного образования, на основе которого скорее всего будет создана Концепция по стратегии реформирования этой сферы. Однако ее воплощение в жизнь требует огромных материальных затрат (точные цифры не прозвучали). «Только в этом случае система дополнительного образования получит большие шансы для своего развития», – сказал Вениамин Каганов.
Так, собственно, и обстоят дела: у министерства планы, проекты, концепции, а денег у министерства, увы, нет.
К сведению: Вениамину Каганову поручили в министерстве вести большой блок вопросов – международная деятельность, воспитание, спорт, обучение инвалидов, профилактика социального сиротства, выявление и устройство, в том числе в семьи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защита их личных и имущественных прав.