ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ
Детские сады готовятся к стандарту
Новые компетенции, новые профессиональные требования – и это только начало!
В Москве состоялся Первый всероссийский съезд работников
дошкольного образования. В работе форума приняли участие более 1000
профессионалов из всех регионов страны. Участников
приветствовала зампред правительства Ольга Голодец.
Головная боль министерства
Обсуждались темы: введение Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования; повышение
квалификации педагогов; негосударственные детские сады, а также
доступность дошкольного образования для представителей всех социальных
групп.
Министр Дмитрий Ливанов сообщил, что сфера дошкольного образования –
это единственный уровень образования, где доступность не гарантируется.
На 1 сентября текущего года в очереди находится полмиллиона детей.
Однако, по данным Федеральной службы государственной статистики, их
куда больше: 2 млн 404 тыс. Что делается реально? На модернизацию
системы дошкольного образования в 2013 году было направлено 59 млрд
рублей; планируется построить 500 новых зданий, это обеспечит местами
более 300 тыс. дошкольников. Надежды возлагаются и на негосударственный
сектор, но пока частные детские сады погоды не делают: их посещают 1,8
% от общего числа дошкольников. Однако ситуация вскоре может
измениться, поскольку индивидуальные предприниматели смогут получать
субсидии не только из муниципальных, но и региональных бюджетов.
Об удачном опыте частно-государственного партнерства рассказывали
представители Хабаровского края. Сегодня там действуют 18 частных ДОУ,
которые посещают более 1000 детей; а еще 70 индивидуальных
предпринимателей только что получили из бюджета 14 млн рублей на
реализацию программ дошкольного образования. Как заверила начальник
Управления общего образования министерства образования и науки
Хабаровского края Вера Хлебникова, к 1 января 2015 г. все дети в
возрасте от 3 до 7 лет будут обеспечены местами в детсадах.
В Псковской области решить эту задачу намерены до 2014 г. Заместитель
губернатора Псковской области Вера Емельянова рассказала о мерах
социальной поддержки воспитателей ДОО: молодым специалистам
выплачиваются подъемные, все педагогические работники детсадов имеют
право на региональные доплаты и льготное санаторно-курортное лечение.
Однако главная задача – доведение средней заработной платы воспитателей
до средней заработной платы в сфере общего образования – пока еще не
выполнена, это лишь 86% от планового показателя.
Напомним: на недавней коллегии Минобрнауки отмечалось, что воспитатели
зарабатывают не меньше учителей только в Тверской, Тюменской, Курской и
Курганской областях.
Итого: дошкольный стандарт пока в Минюсте, его планируется вводить
постепенно, начиная с 1 января 2014 г. Профстандарт педагога уже
одобрен в Министерстве труда и соцзащиты, для его введения предусмотрен
переходный период в течение трех лет – дело за практиками.
Размышления специалистов и
педагогов
Выступление директора Федерального института развития
образования академика РАО Александра Асмолова было посвящено
разъяснению ключевых понятий стандарта: «политический детоцентризм»,
«детство ради детства», «особое пространство счастливого окружения и
взаимоотношений человека с миром», «культура достоинства», «поддержка
разнообразия детства» и так далее. Теперь это обязанность – учитывать
интересы детей. И оцениваться ДОУ будет по тому, какие там созданы
условия для удовлетворения разнообразных интересов детей. А это значит
– новые компетенции воспитателей, новый профстандарт…
В перерыве нам удалось поговорить с участниками съезда, вот несколько
реплик.
Светлана Зорина,
ведущий консультант Управления общего и
дополнительного образования Департамента образования Вологодской
области:
– Такое глобальное мероприятие было проведено впервые и оказалось
полезным. Сейчас здесь определяются новые требования к дошкольным
работникам и образовательным программам, нам объяснили, что переход к
новым ФГОС будет постепенным, для этого надо создать ряд условий, в том
числе экономических. Очень важная тема – негосударственный сектор ДОО.
Теперь это полноправный партнер государственной системы.
Александр Кондаков,
член-корреспондент РАО, разработчик школьных и
дошкольных стандартов:
– В отличие от стандартов начальной школы, которые почти безболезненно
вошли в школьную практику, ситуация со стандартом дошкольного
образования представляется более сложной. Здесь главное не спешить и
обеспечить все условия для его внедрения: подготовить кадры,
методические рекомендации, примерные основные образовательные
программы. На съезде мы очень подробно обсудили эти планы.
Регионы до конца декабря должны подготовить дорожные карты по введению
ФГОС. Уже сейчас региональные бюджеты должны учесть особенности
введения нового стандарта. Потребуется изменить и систему высшего
педагогического образования. Какой уровень образования должны иметь
педагоги ДОО? Во многих странах это магистры. Но государству нельзя
экономить на подготовке воспитателей, ведь речь идет о судьбах детей.
Марина Богомолова,
доцент
кафедры педагогики и
методики дошкольного образования
Московского института открытого
образования:
– Мероприятие больше напоминало
конференцию, чем съезд,
поскольку обсуждений, дискуссий
было больше, чем установочных
решений. ФГОС дошкольного
образования пока не утвержден
и вызывает много
вопросов. Но общая
тенденция ясна: хорошо, что
нас обращают к
ребенку, говорят об
индивидуализации, о динамике развития.
Важно, что ставится вопрос о
профессиональных компетенциях
воспитателя и всех сотрудников
ДОУ. Есть пожелания, чтобы
поскорее вышли
методические рекомендации, нормативные
документы, в том
числе по финансированию. А главное –
примерные основные образовательные
программы. Без этого дело будет
стоять.
Кристина
Колдышева, старший
воспитатель ДОУ № 1754, г. Москва:
– Побывав на съезде,
мы поняли, что
работаем в
правильном направлении. Ведь поддержка
детской инициативы – основная
наша идея. Мы ведем
творческие проекты, организуем
игровую деятельность. По этим темам наш
детский сад является
стажировочной площадкой. Что бы
ни менялось в мире,
мы будем так работать и дальше.