Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2013
Первая тетрадь
Политика образования

Коротеева Мария

День учителя – вместе с министром образования

Накануне Дня учителя в «РИА Новости» прошла пресс-конференция с лауреатами Всероссийского конкурса «Учитель года-2013» с участием министра Дмитрия Ливанова. На тот момент имя победителя – Андрей Сиденко – еще не было объявлено, так что интрига сохранялась... 

На вопросы журналистов отвечали: Светлана Колесниченко, учитель русского языка и литературы из Ростовской области; Сергей Колпаков, учитель физики из Томска; Владимир Кильдюшкин, учитель истории и обществознания из Самары; Ахбердило Ахбердилов, учитель истории из Дагестана; Андрей Сиденко, учитель информатики из Московской области, и Дмитрий Ливанов, министр образования РФ.

Блиц-опрос 

Сейчас в педагогическом сообществе говорят, что учителям не хватает свободы. Свободы от чего?
Ответы были такие: свобода от ненужных отчетов – для планирования и проектирования (Андрей Сиденко); для реализации авторского подхода (Сергей Колпаков).

Профессиональный стандарт практически принят Минтрудом, его придется выполнять. Поможет ли педагогу профстандарт стать свободным или закрепостит его?
Стандарт – в плюс; он имеет рамочную структуру, а это значит, есть куда поместиться со своей творческой инициативой (Сергей Колпаков). Перечень компетенций педагога необходим, я не воспринимаю его как ограничение, мне будет проще выбирать наиболее эффективные методы и формы работы (Светлана Колесниченко). Стандарт просто и понятно показывает, что нужно делать и как нужно делать (Андрей Сиденко). Стандарт нужен самому педагогу, он задает вектор развития, но он не ставит пределы совершенству. Жаль, что пока не прописано, как будет проходить аттестация в соответствии с этим стандартом (Владимир Кильдюшкин).

Если бы вы были директором и принимали на работу молодого специалиста?
Это всегда игра вслепую, пусть диплом, личное впечатление и рекомендации. Все будет видно, когда человек начнет работать (Светлана Колесниченко). Есть много инструментов для выявления компетенции учителя, можно использовать тестирование, например, портфолио или экзамен (Андрей Сиденко). У нас слишком много некачественных образовательных учреждений и филиалов, ни один начинающий учитель не может начать работать так, как заявлено в профстандарте. Поставить его перед документом – нехорошо. Сначала нужно дать шанс (Ахбердило Ахбердилов). Я бы испугался, если бы меня при приеме в школу начали мерить, всему свое время, возможны разные траектории движения учителя в школе (Сергей Колпаков).

Счастье учителя с детьми – это когда…
Когда дети на твой урок спешат, боятся пропустить что-то интересное; когда ученики не расходятся и заваливают вопросами, хотят быть вместе еще и еще (Андрей Сиденко). В стандарте не прописано счастье учителя, потому что этого и не требуется – все знают эти мурашки. Счастье – когда ученики к тебе приходят через много лет после выпуска и проявляют интерес к тому, что ты делаешь (Владимир Кильдюшкин). Когда ты учитель не по диплому и трудовой книжке, а на самом деле (Сергей Колпаков).

 Министр Ливанов, как лучший учитель-2013

Хотя, напомним, интрига на момент пресс-конференции еще сохранялась, прорицателем быть не требовалось: лучшим учителем на этой встрече был, конечно, министр. Его ответы вкупе:
– Избавление от тотального контроля в мелочах, от громоздких инструкций – это нужно срочно решить. И расширить пространство для педагогической деятельности.
О профстандарте. Он важен тем, что, с одной стороны, определяет степень свободы творчества учителя, устанавливает ориентиры для его профессионального совершенствования, с другой – закрепляет ожидания общества от учителя. Баланс между первым и вторым был с трудом, но найден. Главное – стандарт допускает многообразие педагогической практики.
О подготовке учителей: нельзя тре­бовать от педагога того, чему его не учили. Стандарт должен задать новую высоту для высшего педагогического образования и системы переподготовки учителей. Во-первых, нужно готовить учителей к работе в нестандартных условиях. Мы живем в такое время, что трудно спрогнозировать, каких детей ты встретишь в очередное первое сентября. Во-вторых, необходимо усилить практическую направленность, чтобы выпускники не боялись детей. В-треть­их, очень важно, чтобы новая система педагогического профессионального образования допускала множество входов в систему.
Если бы я был директором школы и устраивал на работу молодого педагога, у меня было бы три критерия: наличие интереса и уважение к профессии, мотивация на работу с детьми, желание меняться и узнавать новое. Учитель тот, кто учится на каждом уроке.
А счастье – это когда учитель и ученики забывают о своих ролях и испытывают чувство взаимного доверия друг другу и интерес.