ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ
Генеральная примерка
На что мы согласились, согласившись на введение школьной формы
За несколько месяцев, прошедших с момента, когда была
обнародована новость о введении обязательной школьной формы, она
собрала подозрительно мало комментариев от официальных лиц. Так, словно
она была не новостью, а сообщением о чем-то заведомо известном, не
вызывающем ни капли удивления, не стоящем дискуссии – что спорить, и
так все понятно.
И эта самоочевидность – интересный феномен. Введение формы никто
активно не лоббировал, тема муссировалась уже десять лет как минимум,
было предпринято несколько попыток – и все они как-то сами собой
сходили на нет, растворялись без следа.
А теперь точно так же «сама собой» обязательная форма вернулась спустя
двадцать лет отсутствия. В ней словно выразился некий консенсус, как
цеховой, так и общественный, относительно школы, образования, детей,
воспитания, времени в целом.
Мы с чем-то согласились, с чем-то уже существующим в настоящем, а не
ближайшем или отдаленном будущем. С чем?
Какие реальные, назревшие, болезненные проблемы школы нужно решать
столь радикальным, не знающим исключений образом? Почему этого не
требовалось, скажем, еще семь или пять лет назад? Ведь и тогда у
государства, несомненно, были все ресурсы, чтобы такое решение было
принято. Что, в конце концов, поменялось?
***
Поменялась молодежь.
Старшеклассники, заканчивавшие школу семь лет назад, сегодня – движущая
сила политического протеста. В середине нулевых любимой темой в
образовательных кругах была «аполитичность молодежи». Собирали «круглые
столы» и конференции, звали психологов и социологов, предлагали
решения. А вот уже несколько лет – как отрезало.
Молодежь перестала быть аполитичной. Но не так, как предполагали.
И кажется, государственная система реагирует именно самым традиционным
способом: приведением к общему знаменателю. Это потустороннее,
позавчерашнее в общем-то, если иметь в виду историчность, политически
инстинктивное решение. Оно действительно в каком-то смысле приняло себя
само; Е2-Е4.
***
Однако интересно, как оно было обставлено и аргументировано.
Форма должна «сгладить социальное неравенство» – это единственный
повторяющийся и более или менее содержательный аргумент. В этом смысле
введение формы – из той же серии, что и учреждение «Народного фронта»,
назначение полпреда с «Уралвагонзавода» и прочие новации последних лет.
Общественная ценность денег, капитала, достатка падает. Фантастически
растет ценность лояльности, верной биографии, правильных слов. Мы
присутствуем при рождении псевдосоциализма. Псевдо – потому, что
словесные увещевания и реальные меры социальной поддержки разнятся в
запредельной степени.
И надо сказать, что решение о школьной форме, не затрагивающее реальных
школьных проблем, все-таки для очень многих будет казаться и
необходимым, и эффективным, поскольку в какой-то мере решит их
внутренние конфликты – проекции скрытых общественных.
Наметим два самых очевидных сюжета.
Во-первых, многие родители испытывают скрытое давление со стороны
детей. Ведь то, как одет их отпрыск, «на уровне» ли он среди
одноклассников, есть невольный и очень жесткий тест на жизненную
состоятельность. Не умея объяснить, что не все в жизни зависит от
одежды, да и сами в это не веря, родители вовлекаются в печальное
состязание. И десять лет существуют под прессом, постоянно возвращающим
им вопрос об их успехе или неуспехе, о том, к чему стремился и чего
достиг. Мука мученическая, если и так живешь не в ладу с собой.
Во-вторых, во многих регионах, где сохраняются стабильно низкие
зарплаты учителей, есть еще один разрыв, о котором предпочитают не
говорить, он замаскирован, спрятан в подтекст: социальная разница между
учителями и учениками. Иначе говоря, частой является ситуация, когда
школьники в классе одеты дороже (лучше, выше по условному статусу моды,
марок и т.д.), чем педагог. А дети, и особенно подростки, действительно
порой способны, сознательно или бессознательно, разыгрывать эту карту в
школьных отношениях.
Кажется, именно в этом причина негласной, молчаливой поддержки, которую
идея школьной формы получила в образовательном сообществе. Самозащита,
возвращение статуса.
Тонкие струны, надо признать, игра самоуважения и самолюбия. И власть,
не могущая предоставить возможности для нормального достатка родителям,
для финансовой состоятельности учителям, пользуется их же
ущемленностью, чтобы продвигать решения, только закрепляющие исходную
ситуацию.
***
«Маленькие, десятилетние чиновнички над алгеброй, чиновнички в
16 лет над Катехизисом», – писал в девяностые годы XIX века Василий
Розанов, сам бывший школьным учителем. Розанов говорил о школьных
порядках, выбрав их символом форму, условный «виц-мундир».
Удивительно точное слово «чиновничек»; судя по разнообразным моделям
школьной формы, которые можно найти в интернете, ее создатели
вдохновлялись секретаршами из управ и прочими госслужащими.
Но стоило бы помнить, что как раз примерно в те годы, о которых
ретроспективно писал Розанов, к моменту выхода «Сумерек просвещения»
уже оставивший педагогическое поприще, школу окончил один неприметный
юноша. «Ученик весьма даровитый, усердный и аккуратный, ведет себя
примерно», как его аттестовали в похвальном листе. Идеальный школьник,
отличник по Закону Божьему, гордость учителей и надежда родителей.
Звали его Владимир Ульянов.
***
Ситуация различий – социальных, национальных,
интеллектуальных, физических – это педагогическая ситуация. Собственно,
от нее строится вся педагогика как исскуство.
Имущественные различия – это жизненный урок, и от педагога зависит,
чему этот урок послужит. У того, кто беден, он может взрастить
неуверенность в себе или черную зависть, а может – трудолюбие,
внутреннюю силу, желание свершений и славы. Тот, кто богат, может
приобрести презрение к окружающим – или понимание, что отнюдь не все в
жизни измеряется деньгами.
Именно на этой развилке, на этом «или–или» стоит учитель. Он
взаимодействует именно с этими парадоксами, во всей их обнаженности,
порой неприглядной.
Тем педагогическое решение, педагогический подход к любой проблеме и
отличается от подхода административного. Педагогика исходит из того,
что в любом различии можно найти позитивное, «рабочее» содержание, даже
если это различие трагическое.
У ребенка тяжелое умственное заболевание, он объективно никогда не
встанет в ряд со сверстниками. Но для его судьбы, для его жизни общение
с ними может быть бесценно. Как и для них: урок милосердия и
сострадания – тяжелейший из возможных, но необходимый.
Административный подход – другой. Есть проблематичные различия? Что ж,
надо всех сделать одинаковыми. Не получается? Тогда, наоборот, надо
всех тщательно разделить, одних – к одним, других – к другим. И там,
внутри групп, вернуться к пункту один – всех сделать одинаковыми. Там
получится.
Либо тотальная унификация – либо тотальная же, жесточайшая сегрегация.
Либо в обратной последовательности и то и другое.
Поэтому решение о возврате обязательной школьной формы (то, что можно
выбирать модель, сути не меняет) – отказ от педагогики. ПедагJгическая
капитуляция.