СВЕТЛЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Яблочный пирог для моих учеников
Педагогические традиции бывают очень вкусными!
Скоро День учителя! Мы поздравляем наших дорогих читателей с
наступающим праздником! Особое слово тем, кто проработал в профессии
долго, счастливо и плодотворно. О том, как это бывает, – наша
публикация.
Всякий школьный день
– для ребенка
У всех свои традиции и свои находки проведения Дня учителя,
вот и для меня он всегда был особенным праздником. Можно,
конечно, ждать, что придумают ребята, и, получив приглашение, оказаться
на концерте или спектакле в актовом зале, но ведь это не совсем
справедливо – просто ждать, как тебя поздравят в этом году.
Не случайно именно в этот день чаще всего проводят в школах День
самоуправления – ребятам очень хочется не только освободить учителей от
работы, но и дать им возможность почувствовать себя на месте учеников,
о чем многие из нас забывают с годами, привыкая отдавать распоряжения
или призывать к вниманию, стоя у доски…
Мне вообще-то не раз хотелось переименовать этот праздник в День
учителя и ученика! Ведь школа – это не только место, где одни учат,
другие учатся, но и место их совместного многодневного и многолетнего
проживания, поэтому и участвовать в празднике должны мы вместе!
С каждым из моих классов мы готовили праздник вместе – сколько сыграно
с учителями спектаклей, красивых и смешных номеров сделано, но мне
хочется рассказать о своем самом последнем классе, как мы сначала
встретились друг с другом и каким был наш День учителя.
Что, 10 «Б», улыбаешься?
Вот наша самая первая общая фотография. Да-а! Такого
маленького класса у меня еще не было! Первый был из 43 учеников, в
остальных – от 32 до 35, а в этом всего 17! Даже не знаю, плохо это или
хорошо. Нас торжественно завели в школу, и вот мы в нашем цветном
кабинете № 26. Предыдущие его хозяева, которые в этом году выпустились,
не любили однообразия, и мы с ними выкрасили все так, как они хотели.
Что захотят изменить в кабинете эти ребята?
Каждому новому классу я задаю разные вопросы 1 сентября. Не буду
спрашивать: «Каким ты хочешь видеть свой класс?» – все напишут одно и
то же: веселым, дружным… Спрошу вот что: «Чего ты не хочешь видеть в
своем классе? О чем хочешь спросить своего нового классного
руководителя?» Нет, подписываться не обязательно.
Дома долго думаю, когда читаю листочки:
«Я не хотел бы видеть в своем классе насилия, грубости со
стороны учеников». (Та-ак, значит, бывало кое-что.)
«Я не хочу видеть в нашем классе непонимания, неуважения и враждебности
к кому-нибудь». (Проблема есть.)
«Если честно, я не хочу, чтобы наш класс сильно изменился. Мы были
веселыми, правда, мы много пакостили, но это не меняет дела». (А это
как раз кто-то из любящих «наехать».)
«Мне кажется, что наш класс очень хороший, и не надо никакого другого,
только наш 10 “Б”!» (Хорошо, когда кому-то комфортно, главное, чтобы не
за чужой счет.)
«Я не хочу, чтобы наш класс был разбит на группы, хочу, чтобы не было
непонимания». (Ну, про группы – это утопия, они всегда будут.)
«Не хотел бы, чтобы были конфликты с учителями и между самими
учениками». (Кто-то молодец!)
«Я не хочу видеть навязывания общения с неинтересными людьми в классе».
(А вот это уже совсем личная проблема, понаблюдаем.)
А вот на вопросы, которые задал мне мой новый класс, я отвечаю
сразу, ведь установление дружеских отношений не стоит откладывать на
завтра. Сегодня спросили – сегодня и отвечай: какое у вас хобби, какую
музыку любите, какой у вас характер, что мы будем делать в свободное от
учебы время, будем ли ездить, за какую футбольную команду вы болеете и
вообще?
Не самые трудные вопросы из тех, что я получала в разные годы.
Порадовало то, что нет вопросов про двойки, домашнее задание и «часто
ли вы кричите». Эти новые хотят общаться, настроены на контакт, даже не
без юмора: «Как пройти в библиотеку? Когда День взятия Бастилии?»
Ничего интереснее узнавания друг друга, на мой взгляд, в школе нет!
Из чего же, из чего же, из
чего же
При чем здесь День учителя, спросите вы? Да это первая высота
– с каждым новым классом сблизиться, обрести доверие. И все школьные и
классные мероприятия сентября – Осенняя ярмарка, Веселые старты, другие
конкурсы – для радостного настроения во время общего действия.
И первые уроки – для самораскрытия. На обществознании мы размышляли на
тему «Я личность, потому что…». Работы ребят вклеены в мою тетрадь,
посвященную этому классу, сейчас я выписываю оттуда: «У меня есть
определенные ценности в жизни, а ценности эти заключаются в том, чтобы
жизнь моя была человеческой… Я пока не могу сказать, личность я или
нет, вот когда чего-то добьюсь в жизни… Личность. Но ведь обществу не
нравятся люди, которые считают себя личностями, таких быстро выгоняют
из общества… Я личность, потому что могу мыслить и выражать свое
мнение, совершать и исправлять свои ошибки, способен любить и быть
любимым родными и близкими мне людьми… Тот личность, кто знает, к чему
он стремится, уверен в себе, но я не нашел еще себя в жизни и живу
одним днем… Мне кажется, личностью надо быть наполовину, то есть быть
добрым по отношению к слабым и не заводить конфликты с сильными…» – ой,
много я узнала из этих страничек про то, о чем задумываются мои ученики!
Но погода не ждет, скоро дожди, надо выбираться на улицу, в парк, в
лес. К воде, мостику, в старую усадьбу…
Мы заранее подыскали подходящее местечко для пикника, договорились на
пятницу, на три часа, но педсовет в этот день сильно затягивается.
Когда я вышла, то увидела, что у школы никого из ребят нет, но тут
зазвонил телефон, и мне сообщили, что все уже на месте и ждут меня. По
дороге, еще не зная зачем, я купила на всех большие чупа-чупсы –
посмеяться, вспомнить детство – не знаю, но такое настроение хорошее
было от предвкушения встречи.
И вот картина, радующая глаз учителя: костер, сложенный по всем
правилам, шампуры с сосисками, импровизированный стол из куска фанеры,
неподалеку две гитары. А еще чья-то кинокамера!
Едим, галдим, по моей просьбе они рассказывают самые яркие случаи из
жизни их класса до нашей встречи. Ничего особенного, простые школьные
шалости, но рассказанные азартно, – и я смотрела на них, слушала,
думала. Думала и о том, что День учителя не за горами и как-то мы себя
представим на первом большом празднике года.
И тут слышу: а вы знаете, что наши Виталик и Игорь мечтают на «Фабрику
звезд» попасть?
«Фабрика звезд», «Фабрика звезд» – тогда это было у всех на слуху. А
что? И я подхватываю:
– А давайте и сделаем «фабрику» ко Дню учителя: часть из нас будут
фабрикантами, часть – преподавателями «фабрики», кто-то будет гостем, а
главное, и это будет сюрпризом для всех, мы будем принимать на
«фабрику» новых, вновь пришедших учителей. Пусть покажут себя.
И тут началось:
– Здорово! А я буду Линой Арифулиной, главной на «фабрике».
– А кто ведущей, Яной Чуриковой? Кто похож? Посмотрите, вот же, вылитая…
И кто-то уже руководит процессом:
– В общем, так: завтра после уроков никто не уходит,
собираемся у нас в кабинете после 7 урока, да? – Это меня спрашивают, я
соглашаюсь.
Вот так чудо – никого не надо уговаривать, убеждать, просить,
искать самой фонограммы или играющих из других классов. Да это же
подарок судьбы, а не дети! И с костром управляются, и мусор за собой
собрали без напоминания.
Тут я вспомнила про большие чупа-чупсы, вытащила их, ко всеобщему
удивлению, и раздала:
– Та-ак, микрофоны в руки, внимание, мотор, съемка. Дорогие
участники сегодняшнего выхода на природу, поделитесь своими
впечатлениями о прошедшей у костра встрече и пожелайте что-нибудь
нашему 10 «Б» в новом учебном году…
Я не ожидала, что лица перед камерой станут задумчивыми… На
записи есть слова и о том, что в первый раз за все школьные годы они
так здорово посидели вместе у костра. Потом были репетиции и
новые идеи, проблемы и трудности, поэтому День учителя все ожидали с
большой надеждой. Основная мысль готовящегося шоу – наша школа круче
всяких «фабрик», потому что нашим педагогам удается ежегодно по
нескольку десятков звезд выпускать, и вот реальная «фабрика» звезд
сегодня приехала к педагогам нашей школы перенимать опыт воспитания
звезд.
И день настал, ребята вели шоу отлично, и я замечала удивленные лица
учителей, ведь они впервые видели, как хорошо дети поют, играют на
гитаре, как замечательно копируют телеведущих, как здорово они все
двигаются и как деликатно втягивают в действие наших новых учителей, а
те и рады включиться в веселый процесс. После праздника коллеги
говорили: тебе всегда везет, опять достался талантливый класс!
Большой яблочный пирог
Так повелось, что каждый мой новый класс попадает ко мне домой
именно в первое вокресенье октября, которое по старой традиции учителя
и считают Днем учителя. Для меня всегда очень важно, чтобы хоть один
раз, но каждый мой новый класс добрался до меня, и это всегда День
учителя. Домой к учителям ходить теперь не принято: и в школе
насмотрелись-наслушались. И учителю это не нужно: дома своя семья,
безопасная территория. А у меня так случилось в жизни, что мой дом был
еще и школьным центром творческой мысли, местом рождения идей,
спектаклей, школьных и классных газет, классных альбомов, планирования
походов. А моя собственная семья – муж и двое сыновей – тоже во все это
были включены.
Так было многие годы. На стене в прихожей фотографии всех тех, кто
прошел через мой дом. Здесь рядом – ученики нескольких поколений, есть
среди них родители новых учеников. И я на каждый День учителя пеку
большой пирог размером с противень, начинка из яблок, сметаны и сахара,
жалуют его все. Когда классы были большими, пирогов было два.
И вот я снова жду тех, кто впервые попадает ко мне, думаю, как их
примет мой дом. Мои стены, с которых смотрят столько лиц моих учеников,
мои милые, хотя и старые предметы, альбомы с фотками и работами
выпускников – их в руках будут держать новые люди. Интересно ли им
будет? Захотят ли они прийти еще раз сюда? Что останется в этом доме от
них?
Думала, что не найдут, не доедут. Но ребята добрались до меня, да еще с
пирожными и с большим арбузом!
– А чем это у вас так вкусно пахнет? Пирогом? Ой, какой большой и
красивый!
Они разбирают стол, скатерть приготовлена. Осматриваются: а это что у
вас, а это?.. Да у вас дома настоящий музей! И я рассказываю истории:
что, откуда, как появилось. Ведь каждая вещь, каждая бумажка, каждая
фотография связаны с удивительными событиями, курьезами, смешными
историями.
Показываю альбомы моих прежних классов, и вопросы летят со всех сторон:
«А мы такое тоже будем делать?.. И мы туда поедем?.. Ой, смотрите, а
это Серегина мама в детстве! Прикольно!»
Ребята разговаривают, поют, а мне так хорошо и спокойно. Какие-то они
другие в XXI веке. Взрослее, по мелочам не дергаются. На прощание
говорят: такое чувство, что мы здесь уже не раз были…
У них чувство давнего пребывания здесь – и для меня это действительно
праздник. Потому что главное в жизни учителя – чтобы мы и наши ученики
по-настоящему встретились в их и нашей школьной жизни.