Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2013
Третья тетрадь
Детный мир

СВЕТЛЫЙ КАЛЕНДАРЬ


Зайцева Юлия

Яблочный пирог для моих учеников

Педагогические традиции бывают очень вкусными!

Скоро День учителя! Мы поздравляем наших дорогих читателей с наступающим праздником! Особое слово тем, кто проработал в профессии долго, счастливо и плодотворно. О том, как это бывает, – наша публикация. 

Всякий школьный день –  для ребенка

У всех свои традиции и свои находки проведения Дня учителя, вот и для меня он всегда был особенным праздником. Можно, конечно, ждать, что придумают ребята, и, получив приглашение, оказаться на концерте или спектакле в актовом зале, но ведь это не совсем справедливо – просто ждать, как тебя поздравят в этом году.
Не случайно именно в этот день чаще всего проводят в школах День самоуправления – ребятам очень хочется не только освободить учителей от работы, но и дать им возможность почувствовать себя на месте учеников, о чем многие из нас забывают с годами, привыкая отдавать распоряжения или призывать к вниманию, стоя у доски…
Мне вообще-то не раз хотелось переименовать этот праздник в День учителя и ученика! Ведь школа – это не только место, где одни учат, другие учатся, но и место их совместного многодневного и многолетнего проживания, поэтому и участвовать в празднике должны мы вместе!
С каждым из моих классов мы готовили праздник вместе – сколько сыграно с учителями спектаклей, красивых и смешных номеров сделано, но мне хочется рассказать о своем самом последнем классе, как мы сначала встретились друг с другом и каким был наш День учителя.

Что, 10 «Б», улыбаешься?

Вот наша самая первая общая фотография. Да-а! Такого маленького класса у меня еще не было! Первый был из 43 учеников, в остальных – от 32 до 35, а в этом всего 17! Даже не знаю, плохо это или хорошо. Нас торжественно завели в школу, и вот мы в нашем цветном кабинете № 26. Предыдущие его хозяева, которые в этом году выпустились, не любили однообразия, и мы с ними выкрасили все так, как они хотели. Что захотят изменить в кабинете эти ребята?
Каждому новому классу я задаю разные вопросы 1 сентября. Не буду спрашивать: «Каким ты хочешь видеть свой класс?» – все напишут одно и то же: веселым, дружным… Спрошу вот что: «Чего ты не хочешь видеть в своем классе? О чем хочешь спросить своего нового классного руководителя?» Нет, подписываться не обязательно.
Дома долго думаю, когда читаю лис­точки:

«Я не хотел бы видеть в своем классе насилия, грубости со стороны учеников». (Та-ак, значит, бывало кое-что.)
«Я не хочу видеть в нашем классе непонимания, неуважения и враждебности к кому-нибудь». (Проблема есть.)
«Если честно, я не хочу, чтобы наш класс сильно изменился. Мы были веселыми, правда, мы много пакостили, но это не меняет дела». (А это как раз кто-то из любящих «наехать».)
«Мне кажется, что наш класс очень хороший, и не надо никакого другого, только наш 10 “Б”!» (Хорошо, когда кому-то комфортно, главное, чтобы не за чужой счет.)
«Я не хочу, чтобы наш класс был разбит на группы, хочу, чтобы не было непонимания». (Ну, про группы – это утопия, они всегда будут.)
«Не хотел бы, чтобы были конфликты с учителями и между самими учениками». (Кто-то молодец!)
«Я не хочу видеть навязывания общения с неинтересными людьми в классе». (А вот это уже совсем личная проблема, понаблюдаем.)

А вот на вопросы, которые задал мне мой новый класс, я отвечаю сразу, ведь установление дружеских отношений не стоит откладывать на завтра. Сегодня спросили – сегодня и отвечай: какое у вас хобби, какую музыку любите, какой у вас характер, что мы будем делать в свободное от учебы время, будем ли ездить, за какую футбольную команду вы болеете и вообще?
Не самые трудные вопросы из тех, что я получала в разные годы. Порадовало то, что нет вопросов про двойки, домашнее задание и «часто ли вы кричите». Эти новые хотят общаться, настроены на контакт, даже не без юмора: «Как пройти в библиотеку? Когда День взятия Бастилии?»
Ничего интереснее узнавания друг друга, на мой взгляд, в школе нет!

Из чего же, из чего же, из чего же

При чем здесь День учителя, спросите вы? Да это первая высота – с каждым новым классом сблизиться, обрести доверие. И все школьные и классные мероприятия сентября – Осенняя ярмарка, Веселые старты, другие конкурсы – для радостного настроения во время общего действия.
И первые уроки – для самораскрытия. На обществознании мы размышляли на тему «Я личность, потому что…». Работы ребят вклеены в мою тетрадь, посвященную этому классу, сейчас я выписываю оттуда: «У меня есть определенные ценности в жизни, а ценности эти заключаются в том, чтобы жизнь моя была человеческой… Я пока не могу сказать, личность я или нет, вот когда чего-то добьюсь в жизни… Личность. Но ведь обществу не нравятся люди, которые считают себя личностями, таких быстро выгоняют из общества… Я личность, потому что могу мыслить и выражать свое мнение, совершать и исправлять свои ошибки, способен любить и быть любимым родными и близкими мне людьми… Тот личность, кто знает, к чему он стремится, уверен в себе, но я не нашел еще себя в жизни и живу одним днем… Мне кажется, личностью надо быть наполовину, то есть быть добрым по отношению к слабым и не заводить конфликты с сильными…» – ой, много я узнала из этих страничек про то, о чем задумываются мои ученики!
Но погода не ждет, скоро дожди, надо выбираться на улицу, в парк, в лес. К воде, мостику, в старую усадьбу…
Мы заранее подыскали подходящее мес­течко для пикника, договорились на пятницу, на три часа, но педсовет в этот день сильно затягивается. Когда я вышла, то увидела, что у школы никого из ребят нет, но тут зазвонил телефон, и мне сообщили, что все уже на месте и ждут меня. По дороге, еще не зная зачем, я купила на всех большие чупа-чупсы – посмеяться, вспомнить детство – не знаю, но такое настроение хорошее было от предвкушения встречи.
И вот картина, радующая глаз учителя: костер, сложенный по всем правилам, шампуры с сосисками, импровизированный стол из куска фанеры, неподалеку две гитары. А еще чья-то кинокамера!
Едим, галдим, по моей просьбе они рассказывают самые яркие случаи из жизни их класса до нашей встречи. Ничего особенного, простые школьные шалости, но рассказанные азартно, – и я смотрела на них, слушала, думала. Думала и о том, что День учителя не за горами и как-то мы себя представим на первом большом празднике года.
И тут слышу: а вы знаете, что наши Виталик и Игорь мечтают на «Фабрику звезд» попасть?
«Фабрика звезд», «Фабрика звезд» – тогда это было у всех на слуху. А что? И я подхватываю:
– А давайте и сделаем «фабрику» ко Дню учителя: часть из нас будут фабрикантами, часть – преподавателями «фабрики», кто-то будет гостем, а главное, и это будет сюрпризом для всех, мы будем принимать на «фабрику» новых, вновь пришедших учителей. Пусть покажут себя.

И тут началось:

– Здорово! А я буду Линой Арифулиной, главной на «фабрике».
– А кто ведущей, Яной Чуриковой? Кто похож? Посмотрите, вот же, вылитая…

И кто-то уже руководит процессом:

– В общем, так: завтра после уроков никто не уходит, собираемся у нас в кабинете после 7 урока, да? – Это меня спрашивают, я соглашаюсь.

Вот так чудо – никого не надо уговаривать, убеждать, просить, искать самой фонограммы или играющих из других классов. Да это же подарок судьбы, а не дети! И с костром управляются, и мусор за собой собрали без напоминания.
Тут я вспомнила про большие чупа-чупсы, вытащила их, ко всеобщему удивлению, и раздала:

– Та-ак, микрофоны в руки, внимание, мотор, съемка. Дорогие участники сегодняшнего выхода на природу, поделитесь своими впечатлениями о прошедшей у костра встрече и пожелайте что-нибудь нашему 10 «Б» в новом учебном году…

Я не ожидала, что лица перед камерой станут задумчивыми… На записи есть слова и о том, что в первый раз за все школьные годы они так здорово посидели вместе у костра. Потом были репетиции и новые идеи, проблемы и трудности, поэтому День учителя все ожидали с большой надеждой. Основная мысль готовящегося шоу – наша школа круче всяких «фабрик», потому что нашим педагогам удается ежегодно по нескольку десятков звезд выпускать, и вот реальная «фабрика» звезд сегодня приехала к педагогам нашей школы перенимать опыт воспитания звезд.
И день настал, ребята вели шоу отлично, и я замечала удивленные лица учителей, ведь они впервые видели, как хорошо дети поют, играют на гитаре, как замечательно копируют телеведущих, как здорово они все двигаются и как деликатно втягивают в действие наших новых учителей, а те и рады включиться в веселый процесс. После праздника коллеги говорили: тебе всегда везет, опять достался талантливый класс!

Большой яблочный пирог

Так повелось, что каждый мой новый класс попадает ко мне домой именно в первое вокресенье октября, которое по старой традиции учителя и считают Днем учителя. Для меня всегда очень важно, чтобы хоть один раз, но каждый мой новый класс добрался до меня, и это всегда День учителя. Домой к учителям ходить теперь не принято: и в школе насмотрелись-наслушались. И учителю это не нужно: дома своя семья, безопасная территория. А у меня так случилось в жизни, что мой дом был еще и школьным центром творческой мысли, местом рождения идей, спектаклей, школьных и классных газет, классных альбомов, планирования походов. А моя собственная семья – муж и двое сыновей – тоже во все это были включены.
Так было многие годы. На стене в прихожей фотографии всех тех, кто прошел через мой дом. Здесь рядом – ученики нескольких поколений, есть среди них родители новых учеников. И я на каждый День учителя пеку большой пирог размером с противень, начинка из яблок, сметаны и сахара, жалуют его все. Когда классы были большими, пирогов было два.
И вот я снова жду тех, кто впервые попадает ко мне, думаю, как их примет мой дом. Мои стены, с которых смотрят столько лиц моих учеников, мои милые, хотя и старые предметы, альбомы с фотками и работами выпускников – их в руках будут держать новые люди. Интересно ли им будет? Захотят ли они прийти еще раз сюда? Что останется в этом доме от них?
Думала, что не найдут, не доедут. Но ребята добрались до меня, да еще с пирожными и с большим арбузом!
– А чем это у вас так вкусно пахнет? Пирогом? Ой, какой большой и красивый!
Они разбирают стол, скатерть приготовлена. Осматриваются: а это что у вас, а это?.. Да у вас дома настоящий музей! И я рассказываю истории: что, откуда, как появилось. Ведь каждая вещь, каждая бумажка, каждая фотография связаны с удивительными событиями, курьезами, смешными историями.
Показываю альбомы моих прежних классов, и вопросы летят со всех сторон: «А мы такое тоже будем делать?.. И мы туда поедем?.. Ой, смотрите, а это Серегина мама в детстве! Прикольно!»
Ребята разговаривают, поют, а мне так хорошо и спокойно. Какие-то они другие в XXI веке. Взрослее, по мелочам не дергаются. На прощание говорят: такое чувство, что мы здесь уже не раз были…
У них чувство давнего пребывания здесь – и для меня это действительно праздник. Потому что главное в жизни учителя – чтобы мы и наши ученики по-настоящему встретились в их и нашей школьной жизни.