ТРАЕКТОРИИ ВЗРОСЛЕНИЯ
Витковский Анатолий, Кожакина Светлана
Задание застенчивому Ангелу
Работа с рефлексивным дневником требует специально организованной среды, которая подталкивает ребенка задуматься о своих силах, возможностях и перспективах
Как помочь ребенку обрести уверенность в себе, стать человеком
социально адаптированным, способным себя реализовать? Очевидно, что для
решения этих задач необходим комплексный подход, с включением в работу
педагогов, родителей и психологов, с использованием разных форм и
методов. Именно такой подход разрабатывает научный сотрудник
Саратовского ИПКиПРО Светлана КОЖАКИНА. Мы попросили ее рассказать об
этой работе.
– Светлана Олеговна, ваша
экспериментальная программа предполагает в том числе использование
совершенно нетипичных для школы форматов работы. Например, работу с
рефлексивными дневниками. Для чего?
– Наша работа ориентирована на подростков. Это возраст, когда
возникают новые сложные переживания, интересы, проблемы. Ребятам важно
разобраться в себе, в том, какой я человек? Что могу, к чему стремлюсь?
Подростки все время в поиске. А дневник позволяет сосредоточиться и
осмыслить то, что тебя волнует в спокойной обстановке, наедине с собой.
Как известно, письменная речь способствует более глубокому погружению в
предмет размышлений.
– Но ведь современные
подростки не очень склонны к выражению своих мыслей на бумаге. Откуда у
них возьмется интерес к ведению рефлексивного дневника?
– Наверное, если бы мы просто предложили ребятам попробовать
осмыслить свои проблемы в таком дневнике, они бы не заинтересовались
этим предложением. Ну вопросы и вопросы – мало ли какие задания
предлагают учителя. И потом – было бы не очень понятно: к чему все это?
Понял, предположим, Петя, что у него в жизни нет никаких особенных
целей, ради достижения которых он готов прилагать большие усилия –
дальше-то что?
Рефлексивный дневник сам по себе действительно не так уж и интересен.
Другое дело, когда работа с дневником сочетается с воспитательными
делами, тренингами, играми, направленными на формирование и развитие
значимых для социально успешной личности качеств.
– А что это
меняет?
– Это становится понятно, если рассматривать наш подход в
целом. Попробую описать его по возможности кратко.
Итак, модель развития социальной успешности включает пять
последовательных этапов: рефлексивно-оценочный,
рефлексивно-информационный, проектирующий, деятельностный,
рефлексивно-коррекционный. У каждого этапа свои задачи и своя система
заданий. Например, на первом этапе важно определить уровень
сформированности социальной успешности подростка. Это делается классным
руководителем совместно со школьным психологом с помощью специальных
тестов.
Так, в школе, где апробировалась наша модель (в 6 и 7 классах), было
проведено несколько необычных классных часов на темы «Меня зовут...»,
«Я – ...», на которых подростки представлялись, как считали нужным, и
давали себе характеристики в свободной форме. При этом ребята старались
найти способ рассказать о себе таким образом, чтобы отразить свои
интересы, особенности. Представление могло начаться со слов «Меня зовут
Джули… Ангел… Тигренок…», а продолжиться, например, так : «Я интересный
собеседник, но немного застенчивый с новыми знакомыми…» В дневнике же
ребятам предлагалось поразмышлять над вопросами, направленность которых
была обусловлена спецификой этапа.
К примеру: «Подумай, какими качествами ты обладаешь. Запиши их. Я – …
(личные качества: добрый, скромный, активный...)». «Как ты считаешь,
какое место в классе с точки зрения принятия коллективом ты занимаешь?
(1 – максимальное принятие, 24 – минимальное принятие (эта цифра
зависит от числа учеников в классе). Найти себя: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
10... 24». «Подумай, кого ты считаешь социально успешным, и заполни
таблицу». А в таблице предлагается перечислить людей, сказочных героев
и персонажей фильмов, которых можно назвать социально успешными,
назвать признаки, которые позволяют отнести конкретного персонажа к
этой категории, отметить, какие из этих качеств присущи самому ребенку,
а какие нет.
Цель следующего этапа – дать подросткам информацию, необходимую для
понимания ими понятия «социальная успешность», чтобы они могли
примерить на себя: успешен я или не очень? Например, у нас в школе
прошли дискуссии «Что такое социальная успешность?», «Потребности или
прихоти?». Замечу, что вопросы в дневниках, как правило, касались
тематики прошедших обсуждений: «Как ты понимаешь социальную
успешность?», «Какие ассоциации вызывает у тебя слово “успех”?»
На проектирующем этапе классный руководитель вместе с подростком и по
возможности с его родителями выстраивают индивидуальную траекторию
формирования социальной успешности. Какой результат хотелось бы
получить? Какие действия надо для этого предпринять, учитывая
направленность интересов и потребностей ребенка? Обсуждают варианты
сотрудничества подростка со взрослыми.
На деятельностном этапе подросток пробует свои силы в разных областях.
Здесь важно задействовать все доступные ресурсы: кружки, учреждения
дополнительного образования, школьные и региональные конференции,
конкурсы, олимпиады.
Свои впечатления – успехи и трудности, победы и разочарования, открытие
каких-то новых жизненных перспектив – ребята описывают в рефлексивных
дневниках, обсуждают с классным руководителем.
Надо сказать, что на протяжении всего периода ведется работа,
направленная на развитие и педагогическую поддержку подростков: игры,
тренинги, создание ситуаций успеха. Например, на деятельностном этапе
между тремя командами одного класса был проведен брейн-ринг. Команды
соревновались в выполнении заданий, требующих разных способностей:
логического мышления, силы и ловкости, смекалки, фантазии. А поскольку
в каждой команде были ребята с различными природными задатками, каждый
мог внести свою лепту в общий успех, что конечно же способствовало
повышению уверенности в себе.
Поскольку в школе происходило много самых разных событий, так или иначе
связанных с общей проблематикой нашего проекта, это создавало поле
значимых смыслов, о которых детям хотелось и думать, и обсуждать,
причем не только со взрослыми, но и друг с другом. Отсюда рождался
интерес, в том числе и к ведению рефлексивного дневника.
–
Предполагается, что ребята будут обсуждать свои дневниковые записи с
классным руководителем и психологом. Но ведь ведение дневника – это
интимный процесс...
– Конечно, мы понимали это. Притягательность дневникового
жанра тем и определяется, что, оставшись наедине с белым листом бумаги,
человек может доверить ему самые сокровенные мысли. И если разрушить
эту интимность, то и смысл ведения дневника теряется. Поэтому в первом
же разговоре с ребятами психолог объяснил, что работа с дневником не
имеет ничего общего с выполнением домашних заданий. Никто не будет
собирать дневники и проверять их. Но если у самого ученика возникнет
какой-то вопрос или проблема, он может обсудить это с классным
руководителем или психологом.
Кроме того, в дневниках ребята писали от своего имени, а во время общих
встреч проблемы обсуждались от третьего лица. Например, «человек сможет
научиться выходить из конфликтных ситуаций, если разовьет в себе
такие-то качества…». Конкретные болезненные для ребенка темы
обсуждались только во время индивидуальных встреч и с согласия самого
ребенка.
– Очевидно, успех такой
работы во многом зависит от общей атмосферы в классе. Вы что-то делали
для того, чтобы эмоциональная атмосфера стала более комфортной?
– Да, конечно, и не только эмоциональная. Созданию позитивной
атмосферы уделялось очень много внимания, начиная с заботы о том,
чтобы ребята нормально питались и чтобы у них было хорошее физическое
самочувствие. Что касается улучшения эмоционального микроклимата, то
для этого мы использовали специальные игровые и тренинговые методики.
Например, тренинг «Корабль спасения». Судно потерпело крушение, и вся
его команда оказалась за бортом. Можно спастись, перебравшись на другое
судно, но для этого надо выполнить ряд заданий, с которыми сложно
справиться в одиночку. Каждое успешное решение дает кому-то возможность
подняться на «корабль спасения». Однако, по условию, команда не может
быть спасена, пока все ее члены не окажутся на борту.
Участие в подобных тренингах укрепляет у детей чувство собственной
нужности и принадлежности к коллективу. А это очень важно для
подростка. Мы проводили тренинги, направленные и на повышение
самоуважения, чувства уверенности в себе, и на преодоление различных,
свойственных подросткам, тревожных состояний и страхов. Например,
опасения возможного негативного отношения к себе со стороны окружающих.
Все это важно как для создания позитивной атмосферы, так и для
социальной успешности. Это взаимосвязанные вещи.
– Какие еще предпосылки
успеха модели вы бы выделили?
– Безусловно, многое зависит от поддержки школьной
администрации, от того, насколько хорошо налажено взаимодействие
классного руководителя со школьным психологом, а также от позиции
родителей. В ходе нашего эксперимента классный руководитель все время
работал в тесном контакте с родителями. Они обсуждали, что происходит с
ребенком, в чем он испытывает трудности и чем ему можно помочь, какой
должна быть тактика поддержки ребенка и формирования его социальной
успешности. Встречи были как индивидуальные, так и общие. Были и особые
форматы совместной работы. Например, родителям предложили написать
своему ребенку письмо «Ты у нас молодец!» и положить его в специальный
почтовый ящик в классе. А ребенок мог написать ответ и сказать в нем
то, что, возможно, не решался сказать в личном разговоре.
– Можно сказать, что
апробация модели прошла успешно...
– С нашей точки зрения – да, поскольку мы видим результаты.
Хотя мы работали всего два года, но за этот срок произошли позитивные
изменения. Например, у некоторых стеснительных, зажатых учеников
появилось больше уверенности в себе. И отношение в классе к ним начало
меняться. Особенно заметно это было после того, как ребята увидели
одного своего застенчивого одноклассника в не свойственной ему роли.
Дело в том, что у нас было театральное представление, где ребята
вживались в характеры не похожих на них персонажей, скажем, скромный
интроверт пробовал себя в амплуа лидера...
И напротив – у лидеров, отличающихся высоким эгоцентризмом, сгладились
некоторые негативные черты: чувство превосходства, заносчивость.
О результатах мы можем судить и по тому, что говорили сами ребята. Мы
часто слышали от подростков, что им нравится участвовать в том или ином
событии, нравится работать с дневником. Много раз бывало так, что
ребенок не просто выполнил задание, но спустя время вновь возвращался к
нему: понял что-то новое или изменилась точка зрения на этот вопрос. А
во время совместного подведения итогов некоторые ребята говорили даже о
конкретных изменениях: «Я стал более уверенным в себе», «У меня
появились новые интересы», «Улучшились мои отношения с родителями».