О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обзор образовательных ресурсов Сети
Профессиональные и личностные качества учителя – какими они
видятся выпускникам и студентам-первокурсникам? Такой опрос был
проведен в школах Ростова-на-Дону в начале 90-х. А недавно опрос был
повторен. И при сравнении результатов оказалось, что высказывания
молодых людей об учителях стали существенно более критичными. В статье
кандидата педагогических наук, заслуженного учителя РФ Евгения
Захарченко «Учитель
глазами школьников спустя 20 лет» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 7 за 2013
год) приведены примеры наиболее типичных суждений. Вот
несколько цитат: «Учителя дают только ту информацию, которая изложена
в пособиях, а своего мнения у них никогда не услышишь». «Многие
учителя не владеют компьютером, а учиться не хотят». «Учительнице по
химии как преподавателю можно было поставить все 10 баллов, а вот в
человеческом отношении... Тут всё было туго». «Педагогом я решила
стать, наверное, благодаря своей школе. Нет, не потому, что так
хорошо мне было там. А потому, что хочу доказать: не все учителя
такие, какие были в моей школе…».
Судя по результатам опроса, положение дел в школах за последние
десятилетия ухудшилось. С точки зрения автора, причины негативных
перемен следующие: проведение реформ без участия субъектов
образовательного процесса, падение престижа учительской профессии,
грубое администрирование, сокращение часов, отведенных на изучение
педагогических дисциплин в вузах, приравнивание педагогической
деятельности к «педагогической услуге». Эта формулировка, как отмечает
автор, «благополучно перекочевала из бюрократических документов в
обыденный лексикон и открыто диктует учителю необходимость
подстраиваться не только под требования противоречивых ведомственных
инструкций, но иногда и под откровенные капризы «потребителей» услуг».
Сегодня среди детских игрушек можно встретить вампиров,
монстров, «гробы для невест», скелеты, черепа… Причем вся эта «нечисть»
предъявляется детям в гламурной игрушечной стилистике, которая должна
вызывать скорее смех, чем страх, пишут А.Романова и Е.Смирнова в статье «Смешное и страшное в
современной детской субкультуре» («КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»,
№ 2 за 2013 год). Это наблюдение побудило авторов
поставить вопрос о соотношении страшного и смешного в культуре вообще и
в детской субкультуре в частности. В ходе анализа авторы приходят к
выводу, что смех в культуре зачастую оказывается орудием, помогающим
овладеть собственными страшными переживаниями. Это можно видеть, в
частности, на примере того, как меняется отношение детей к страшилкам
(коротким рассказам, цель которых – по-настоящему и «понарошку»
испугать слушателя) по мере взросления. У детей младшего возраста можно
наблюдать полное погружение в переживание: восприятие страшной истории
становится способом встретиться со страхом, «посмотреть ему в глаза».
Маленький ребенок не умеет занять позицию стороннего наблюдателя по
отношению к описываемым событиям. Когда же ребенок взрослеет,
страшная история постепенно становится инструментом управления эмоцией
ужаса, причем как своей, так и чужой (с этим связано стремление
рассказывать страшилки другим). При этом возникает отстранение от
чувства как такового, оно теряет свою остроту и тотальность (у детей
старше шести лет возникает различение художественной и бытовой
реальности). Уже этот этап включает элемент игры – возможность
экспериментировать со страхом. Следующий этап предполагает обыгрывание
самой формы – в истории появляется финал, превращающий все
повествование в абсурд, «страшилка» становится «антистрашилкой», а
вместо страха приходит смех.
Но сегодня дети все реже рассказывают друг другу страшные истории.
Детский фольклор уходит вместе с эпохой дворовых игр и пионерских
лагерей. А его место занимают образы «страшных» игрушек. Только в
отличие от прежних страшилок, которые так или иначе были связаны с
непростыми переживаниями, в продуктах современного «ширпотреба»
человеческие страхи смерти и насилия предстают в искаженном виде, как
пустые, милые, ничего не значащие формы. Поэтому не происходит
распознания зла, его проживания, не осваиваются способы обращения со
страхом. И это может привести к негативным последствиям, поскольку
страх невозможно разрушить, его можно лишь почувствовать и после того,
возвысившись над ним, – посмеяться.