Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обзор образовательных ресурсов Сети

Профессиональные и личностные качества учителя – какими они видятся выпускникам и студентам-первокурсникам? Такой опрос был проведен в школах Ростова-на-Дону в начале 90-х. А недавно опрос был повторен. И при сравнении результатов оказалось, что высказывания молодых людей об учителях стали существенно более критичными. В статье кандидата педагогических наук, заслуженного учителя РФ Евгения Захарченко «Учитель глазами школьников спустя 20 лет» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 7 за 2013 год) приведены примеры наиболее типичных суждений. Вот несколько цитат: «Учителя дают только ту информа­цию, которая изложена в пособи­ях, а своего мнения у них никогда не услышишь». «Многие учителя не владеют компьюте­ром, а учиться не хотят». «Учительнице по химии как преподава­телю можно было поставить все 10 бал­лов, а вот в человеческом отношении... Тут всё было туго». «Педагогом я решила стать, навер­ное, благодаря своей школе. Нет, не по­тому, что так хорошо мне было там. А потому, что хочу доказать: не все учи­теля такие, какие были в моей школе…».
Судя по результатам опроса, положение дел в школах за последние десятилетия ухудшилось. С точки зрения автора, причины негативных перемен следующие: проведение реформ без участия субъектов образовательного процесса, падение престижа учительской профессии, грубое администрирование, сокращение часов, отведенных на изучение педагогических дис­циплин в вузах, приравнивание педа­гогической деятельности к «педагогической услуге». Эта формулировка, как отмечает автор, «благополучно перекочевала из бюрократических документов в обыденный лексикон и открыто диктует учителю необ­ходимость подстраиваться не только под требования противоречивых ведомственных инструкций, но иногда и под откровенные капризы «потребителей» ус­луг».

Сегодня среди детских игру­шек можно встретить вампиров, монстров, «гробы для невест», скелеты, черепа… Причем вся эта «нечисть» предъявляется детям в гламурной игрушечной стилистике, которая должна вызывать скорее смех, чем страх, пишут А.Романова и Е.Смирнова в статье «Смешное и страшное в современной детской субкультуре» («КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ», № 2 за 2013 год). Это наблюдение побудило авторов поставить вопрос о соотношении страшного и смешного в культуре вообще и в детской субкультуре в частности. В ходе анализа авторы приходят к выводу, что смех в культуре зачастую оказывается орудием, помогающим овладеть собственными страшными переживаниями. Это можно видеть, в частности, на примере того, как меняется отношение детей к страшилкам (коротким расска­зам, цель которых – по-настоящему и «понарошку» испугать слушателя) по мере взросления. У детей младшего возраста можно наблюдать полное погружение в переживание: вос­приятие страшной истории становится способом встретиться со страхом, «посмотреть ему в глаза». Маленький ребенок не умеет занять позицию стороннего наблюдателя по отношению к описываемым событиям. Когда же ребенок взрослеет,  страшная исто­рия постепенно становится инструментом управления эмоцией ужаса, причем как своей, так и чужой (с этим связа­но стремление рассказывать страшилки другим). При этом возникает отстранение от чувства как такового, оно теряет свою остроту и тотальность (у детей старше шести лет возникает различение художественной и бытовой реальности). Уже этот этап включает элемент игры – возмож­ность экспериментировать со страхом. Следующий этап предполагает обыгрывание самой формы – в истории появляется финал, превращающий все по­вествование в абсурд, «страшилка» становится «ан­тистрашилкой», а вместо страха приходит смех.
Но сегодня дети все реже рассказывают друг другу страшные истории. Детский фольклор уходит вместе с эпохой дворовых игр и пионерских лагерей. А его место занимают образы «страшных» игрушек. Только в отличие от прежних страшилок, которые так или иначе были связаны с непростыми переживаниями, в продуктах современного «ширпотреба» человеческие страхи смерти и насилия предстают в искаженном виде, как пустые, милые, ничего не значащие формы. Поэтому не происходит распознания зла, его проживания, не осваиваются способы обращения со страхом. И это может привести к негативным последствиям, поскольку страх невозможно разрушить, его можно лишь почувствовать и после того, возвысившись над ним, – посмеяться.