Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАНИЕ НА ПОНИМАНИЕ


Печатникова Людмила

Учебник по составлению учебников

Мы можем создать его вместе с учениками – это даст им важнейшие навыки работы с текстом

Завершается обсуждение министерского Проекта требований к качеству школьных учебников
(http://regulation.gov.ru/project/). Будет сокращен список «допущенных и рекомендованных» изданий. Возрастет число экспертиз и экспертов. Станет строго контролироваться соблюдение образовательных стандартов, наличие электронных приложений, завершенность линии…
Несмотря на предпринятые усилия, создать идеальные учебники вряд ли удастся. Придется работать с тем, что досталось – волею начальства или собственным выбором «на безрыбье»...

Учителям не привыкать. Они годами собирают «личные», самые полезные и удобные, УМК, состоящие из горы статей, цитат, ссылок, карточек, заданий, всевозможных картинок и макетов. И странное дело – самостийные эти коллекции порой куда больше соответствуют требованиям, предъявляемых к учебникам, чем загрифованные издания. Отсюда первый вопрос: может, при подготовке новых версий учебников более внимательно отнестись к опыту педагогов, их пожеланиям? И второй вопрос: может, вписать в заветный Федеральный перечень строчку о праве учителя работать по тем материалам, которые он выбрал, в соответствии со своими взглядами и требованиями?
А чтобы не страшно было доверить школьным преподавателям такое серьезное дело – учить детей по разным хорошим книгам, – попробуем сравнить, насколько реализуют официальные требования учебники, входящие в перечень, и никуда не вошедшие, почти не описанные учительские методические приемы.

Итак, необходимо, чтобы учебник обеспечивал:

…достоверность и точность научной информации.
Во всех учебниках формулировки правил и законов, определения понятий выделяются рамочками, жирным шрифтом. Поэтому информация кажется детям не подлежащей сомнению. По-взрослому стоит спросить: а откуда взяты эти формулировки и определения, из какого словаря или справочника? Ссылку обнаружить удается не всегда. И если учитель излагает материал в авторской версии, то нередко слышит с первой парты: «А почему в учебнике по-другому?» Можно, конечно, пуститься в объяснения, но в любом случае ученики должны поверить то ли книге, то ли преподавателю. Однако достоверность и точность научной информации – это не вопрос доверия.
Приходится педагогу найти действительно научный источник (не всегда очевидный) и так организовать деятельность учеников, чтобы они поняли, в чем разница между научным постулатом, законом, теорией и авторской интерпретацией.
Вот несколько заданий.

Попросить учеников сравнить научную «классическую» формулировку и учебную. Отметить различия, предположить, с какой целью были внесены изменения.
Попросить учеников сравнить несколько существующих в культуре формулировок (их предлагает педагог). Выделить неизменное и меняющееся. Определить, на какой источник скорее всего опирались авторы учебника.
Предложить ученикам дать свою краткую версию определения (особенно если в учебнике явление, понятия описаны чересчур многословно), выделить необходимую информацию и дополнительную (то, что можно вынести в примечания, не упоминать при первом знакомстве).

…овладение приемами отбора, анализа и синтеза информации на определенную тему.
В наших учебниках отбирать информацию, в сущности, не из чего. Все уже отобрано авторами. А как хочется предложить ученикам разнообразные точки зрения, тексты лучших авторов, специалистов по той или иной проблеме. К сожалению, в учебнике редко упоминаются «конкурирующие теории», нет ссылок на противоречивые мнения.
И снова педагог сам собирает необходимые статьи, книги. Иногда часть задачи перекладывает на детские плечи: просит найти существующие в культуре теории, подходы, уточнив область поиска списком авторов, временем исследования, страной. Коллекции источников могут стать началом интересной работы на уроке, большого проекта.

Группы учеников выбирают из предложенной (найденной) статьи самый выразительный (выражающий суть) фрагмент и знакомят с ним одноклассников. Концепции сравниваются, обсуждаются. В конце урока каждый объявляет себя приверженцем наиболее убедительной для него точки зрения и письменно (или устно) формулирует суть принятой позиции (проверка понимания), приводит доводы (проверка уровня осознанности принятого решения).
Ученикам предлагаются на одном листе отрывки из разных статей по теме, на другом – фамилии авторов с указанием дат жизни, некоторых биографических подробностей. Задача – сопоставить тексты и имена. Когда и кем могло быть высказано «такое»? Работу удобнее выполнять в небольших группах (в парах).
Ученикам предлагается проследить логику изложения, систему доказательств разных авторов. Кого легче понять? За счет чего? Кого интереснее читать? В чем секрет увлекательности? В чем сильные (и слабые) стороны каждой статьи.
Ученикам предлагается создать аннотированный список найденных источников и ссылок. Более сложный вариант – путеводитель по теме или даже квест (схема движения от формулировки минимального количества информации к полной картине).

…применение нового знания в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях.
Увы, не всегда вопросы и задания из учебника помогают детям соединить теорию с жизнью. Мало кто описывает примеры реализованных ученических проектов, исследований по теме, дает ссылки на чей-то опыт (большая часть подобных работ размещается в интернете), предлагает продолжить интересное дело. Как правило, учитель сам ищет необходимые связи, ломает голову над увлекательными идеями, придумывает реалистичные условия задач.

Если на поиски не осталось времени, самое простое – задать ученикам вопрос «а что если?». Что будет, если уменьшить или увеличить какие-то параметры, поменять местами элементы, убрать некоторые из них? Для ответа мало будет одной фантазии – ребятам придется взглянуть на материал с практической точки зрения.
Менее стремительный, но более эффективный прием – предложить провести занятие по пройденной теме для других людей (малышей, ребят из параллельного класса). Это наверняка заставит учеников придумать близкие по духу объяснения, найти жизненно важные причины разбираться в сложных рассуждениях.

Стиль изложения материала должен быть доступен и понятен обучающимся данной возрастной группы

Очень трудный критерий. Не существует в природе «обучающихся возрастной группы». Есть разные ученики, с разным словарным запасом, разным жизненным и читательским опытом. Им одинаково тяжело «продираться» и через псевдоигровые объяснения застывших в однообразных позах зверюшек-гномиков, и через наукообразные описания с множеством загадочных терминов и бесконечных «следовательно», из которых ничего не следует для юного читателя.
Но, как бы ни было трудно, читать учебник (и другие научно-популярные издания) ребенку все же приходится: то проболел новую тему, то прослушал на уроке. Наверное, стоит показать ученикам приемы работы с такого рода текстами.

Неплохой стимул вникать в длинные описания – соревнование на самый короткий пересказ. Нужно уложить основное содержание главы в пять предложений (потом три, два). Слушатели оценивают: кто пропустил действительно второстепенные детали, а кто второпях существенное выбросил.
Ученик выбирает роль критика или промоутера. Его задача, прочитав текст, найти в нем недостатки (противоречия, ошибки, повторы – даже концептуальные погрешности) или достоинства (новизна, увлекательность, практическая значимость, пропаганда важных ценностей). И убедить одноклассников в своей правоте. Можно всем классом работать над одним текстом, можно разбить большую главу на отрывки и каждой паре (критик–промоутер) вручить отдельное задание.
Повторим: идеальный учебник создать невозможно. Предоставить хорошо подготовленному учителю (так ли хорошо мы все подготовлены?) право свободно выбирать пособие из имеющейся на рынке литературы – утопическое желание в наши дни. Сложные финансовые проблемы, идеологические... Значит, как обычно, остается надеяться только на себя.


На всякий случай...

Бывает, учебник не идеален, но другого нет. И дополнительные материалы в данный момент недоступны (проблемы с интернетом, ксероксом, и даже библиотека закрыта). Все равно есть шанс сделать работу с книгой полезной и даже занимательной.

Блиц

Ученики делятся на команды (2–4 человека). Всем дается несколько минут на чтение небольшого параграфа (страницы) учебника. Затем учитель предлагает десяток конкретных вопросов по тексту – тоже в хорошем темпе, с интервалом в минуту. Команды записывают свои ответы на листочке, потом меняются листами, проверяют ответы одноклассников с помощью педагога. Самой результативной команде?– приз.
Секрет азарта в том, что вопросы почти не связаны с содержанием текста, касаются в первую очередь внешней формы.
Сколько абзацев на странице (параграфов в главе)? Верно ли, что в третьем абзаце семь строк? Сколько строк посвящено описанию (объяснению)…? В каком абзаце говорится о…? Что выделено жирным шрифтом (курсивом)? Какой абзац поясняет рисунок? В каком абзаце дан ответ на вопрос заголовка? Какая сноска на странице указывает на источник информации? Какие дополнительные источники информации упомянуты в тексте? Какое имя встречается в тексте чаще всего? Какой абзац самый большой?
В течение пятнадцати минут ребята разберутся не только со структурой книги (шрифт, абзац, заголовок, сноска…), но и с содержанием прочитанного. Останется время на обсуждение деталей.

Кубик

Прочитав параграф, ученики по очереди кидают кубик, на гранях которого, по рецепту американского педагога Блума, записаны слова: почему, объясни, назови, предложи, придумай, поделись. Нужно сформулировать вопрос или задание по прочитанной главе (странице), начало вопроса – доставшееся волею судьбы слово. Оно отчасти задает тип задания: на знание, на понимание, применение, анализ… Сначала решают задачку желающие. Если никто не справился, за дело берется автор.
Чтобы не возникали долгие паузы, пока ребята отвечают на один вопрос, кто-то уже придумывает следующий.
Учитель заранее объявляет критерии оценки: он готов оценить самый сложный (ответили лишь самые догадливые) или самый близкий к тексту вопрос (ответ находится прямо на странице), количество верных ответов или приоритет отдается ответам на вопросы, начинающиеся с «трудных» слов (предложи, придумай).
Разумеется, в результате игры будет освоено не только содержание учебника, но и важное для детей умение – формулировать вопросы.