Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2013
Первая тетрадь
Политика образования

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ


Кириллова Светлана

Школьный аутсорсинг: кому выгодно?

Передача хозяйственной деятельности школы в ведение компании-партнера пока обещает больше минусов, чем плюсов

В начале учебного года Рособрнадзор РФ разослал по регионам письмо, предупреждающее, что сбор денег на ремонт и уборку школы незаконен. «Содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления», – напоминает письмо местным властям.
Годами муниципальные руководители снисходительно наблюдали, как школы на родительские деньги нанимают рабочих, чтобы починить крышу. (Хотя прекрасно знали, что школьные здания – муниципальная собственность.) Что же изменилось за последний год?
А вот что: появилась возможность передать эти работы на аутсорсинг. 

Что такое аутсорсинг?

Аутсорсинг (от англ. outsourcing – использование внешних источников) – передача непрофильной деятельности учреждения компании–партнеру. Большинство работ, которые являются головной болью школьной администрации – ремонт и уборка школьного здания, бухучет, питание, поддержание школьного информационного центра и т.п., – непрофильные.
Теперь школа (или муниципалитет от ее имени) получает право нанимать по конкурсу для выполнения этих работ профессионалов. Им разрешено платить из разных источников: из бюджетных ассигнований на развитие ОУ, на средства целевых программ – или деньгами самой школы.
С двумя условиями. Первое. Нельзя передать на аутсорсинг образовательную деятельность. Это понятно. Второе: для заключения договора с компанией-аутсорсером из штата школы должен быть выведен технический персонал – уборщицы, гардеробщицы, дворники, электрики и т.п. Это тоже понятно.
До сих пор в ряде регионов обслуживающий персонал (а заработок этих людей по закону должен быть не ниже МРОТ) занимал в штатном расписании столько же места, сколько и педагоги. Муниципальные руководители противились сокращениям. Теперь гардеробщиков и электриков предлагается вывести за штат и организовать отдельную компанию, которая на правах внешнего партнерства будет мыть окна, чинить проводку и крыши в нескольких школах сразу.
Забегая вперед скажу: случится ли именно так – никто не знает. Пока же муниципальные власти во многих регионах России предлагают учителям голосовать за аутсорсинг.
Им обещают, что сэкономленные деньги пойдут на доплаты педагогическому коллективу. Такова схема.
Россия ничего нового не придумала.


На Гавайях и ближе

В начале XXI века передача тех или иных функций на аутсорсинг – актуальное движение для Европы и США.
Сегодня в каждом городе США согласно статистике Национального совета по государственно-частному партнерству (National Council for Public – Private Partnership) от четверти до двух третей муниципальных служб сотрудничают с частным бизнесом (включая работы по обслуживанию автомобильных парковок, уборке и вывозу мусора и поддержанию школьных зданий и территорий). На этом американцам удается сэкономить от четверти до двух третей муниципального бюджета. Правительство американского штата Гавайи не побоялось передать в собственность частным компаниям здания местных школ, чтобы те за свой счет провели их полную реконструкцию, а затем передали в лизинг правительству штата.
Конкурсное привлечение в школу парт­неров началось и в разных странах Европы. Уборка среднестатистической европейской школы – дело такое же тяжкое, как и в России. И не всякий за нее возьмется.
Согласно опросу 2500 европейских родителей, проведенному компанией Easyresearch/Questback, больше чем две трети детей стараются не пользоваться школьными туалетами. По мнению родителей и детей, это не самое приятное место в школе. Таковы данные, опубликованные журналом «Batiment entretien» в 2011 году.
Однако европейские компании, привлеченные стабильным бюджетным финансированием системы образования, все чаще идут убирать и мыть школы. И даже снижают цены на свои услуги.

В городе – конкурс, в селе – монополия?

Возможно ли это в России?
«Прежде всего это выгодно крупным организациям, каковыми являются вузы и учреждения дополнительного образования с большим оборотом слушателей, – считает директор Института развития образования НИУ-ВШЭ Ирина Абанкина. – В больших городах они пытаются передать на аутсорсинг обеспечение продуктами питания, подвоз, уборку помещений. Обоюдная выгода может последовать в двух случаях: во-первых, если несколько фирм одновременно предлагают именно эти услуги, и тогда рыночные законы начнут тормозить рост цен. Во-вторых, если объем заказа вызывает у фирмы интерес. Таким заказчиком потенциально может стать университет, либо объединение нескольких крупных школ, либо – муниципалитет, который размещает заказ на обслуживание всех учреждений системы образования. Небольшая школа или детсад выгодным заказчиком не является. В маленьком городе, селе или муниципальном образовании, как правило, есть только одна фирма, которая предоставляет подобные услуги. Следовательно, начнут проявляться все неприятности монопольных эффектов и отсутствие механизмов снижения цен».


На 400 процентов дороже

Что же происходит за пределами крупных городов?
 «Для того чтобы запустить проект аутсорсинга, руководству образовательных учреждений необходимо убедиться в том, что решение о проекте не пустая трата времени, сил и ценных ресурсов и что они на правильном пути», – считает Айдар Фаретдинов, начальник Управления образования Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
Справка: в Нижнекамском муниципальном районе 69 школ, из них 21 – сельская. Автобусами на уроки свозят детей из 45 сел. Все школы – со своими бухгалтериями, столовыми, бассейнами, теплицами, большими пришкольными учебно-опытными участками, спортивными площадками, гаражами, овощехранилищами, котельными. В их штате – 367 человек вспомогательного персонала. А городские школы обслуживают еще тысяча человек.
Прежде чем уволить этих людей и нанять профильные компании, в муниципальном районе решили подсчитать все риски.
Например, готовы ли конкурирующие фирмы снижать цены ради того, чтобы получить заказ на уборку школы?
Оказалось: самая низкая цена, которую будущие аутсорсеры готовы предложить крупной городской школе, всего на 0,74 рубля за метр ниже ее фактических затрат. При этом за уборку пришкольной территории той же школы назначена особая, более высокая цена.
В общем, директор отдельного ОУ может подумать. Особенно если у него в штате нет дворника. Если же Нижнекамский муниципальный район захочет, например, воспользоваться услугами подобных компаний, чиновникам придется уволить 467 уборщиков и 111 дворников в городских школах, 85 уборщиков и 56 дворников из сельских школ. Это еще не все. Сумма компенсаций по возможным судебным искам сокращенных дворников из городских школ составит: а) 11 852 447,95 рублей (прописью – одиннадцать миллионов восемьсот пятьдесят две тысячи четыреста сорок семь рублей девяносто пять копеек), б) 2 982 380,31 рублей – их коллегам из сельских школ.
Самым невыгодным решением оказалась передача на аутсорсинг обслуживания информационных центров в сельских школах. Единственный аутсорсер, согласившийся ездить по селам, заломил за эту услугу цену, превышающую расходы самих школ на 394%.
Может быть, есть работы, которые школе выгодно хоть завтра отдать на аутсорсинг? Оказывается, есть. Школы сэкономят сотни тысяч рублей, если уволят своих бухгалтеров и снова начнут пользоваться централизованными бухгалтериями.

Аутсорсинг для бедных

«Аутсорсинг не является автоматическим снижением затрат, наоборот, он может увеличить текущие издержки, – делает вывод Айдар Фаретдинов. – Органы власти должны предоставить адресную поддержку негосударственным некоммерческим организациям, пересмотреть нормативы определения штатной численности, и только тогда аутсорсинг обеспечит экономический эффект при решении социальных проблем».
Как и следовало ожидать в худшем положении могут оказаться сельские школы.
«Введение аутсорсинга в отдаленных сельских школах экономически невыгодно как для аутсорсера, так и для учреждения, – подтвердили мне в управлении образования Нижнекамского муниципального района. – Основным показателем эффективности предоставления пользователю услуг является рентабельность. И фирмам-аутсорсерам выгодно заключать договоры с крупными школами, ведь размер выделенного финансирования напрямую зависит от наполняемости классов».
Особняком стоит вопрос с информационными технологиями в сельской школе. Крупные фирмы не хотят их обслуживать. Собственных специалистов по обслуживанию компьютерной техники сельским школам в штате тоже не удержать. «Расходы большие, и они не укладываются в нормативное финансирование», – объяснили в районе.
Пока в Нижнекамском районе компьютеры сельских школ обслуживает IT-отдел при МАОУ «Межшкольный учебный комбинат». Это люди из системы образования.
В районе подумывают и о возрождении опыта советских времен: пусть в управлениях образованием будут свои строительно-ремонтные фирмы, которые подготовят все школы района к новому учебному году.

Что получит учитель?

А теперь – о главном. Может ли учитель надеяться на то, что практика аутсорсинга привнесет что-то светлое в школьный уклад? Случится ли так, что школьные окна и полы засияют чистотой, а педагоги станут получать прибавку к зарплате?
Ответ зависит от одного: от того, как финансируется школа.
ОУ с высоким финансированием наверняка сумеют использовать новые возможности. Школы, в которые деньги шли «по остаточному принципу», получат от муниципалитета в приказном порядке такого аутсорсера, какой останется. Чудес не бывает.
Учителя застрахованы от сокращений – сокращать скорее всего будут бухгалтеров и дворников. Однако за счет уволенных зарплаты педагогов не вырастут. Те же самые деньги перераспределятся на уровне муниципалитета.
«При передаче аутсорсеру ставок обслуживающего персонала общая сумма финансирования отдельно взятого учреждения не меняется, – объяснили в управлении образования Нижнекамского муниципального района. – Фонд оплаты труда обслуживающего персонала уменьшится, но увеличится статья расходов по содержанию имущества образовательного учреждения.  Вопрос выделения дополнительных средств муниципалитетом не рассматривается».
Сегодня жизнь школы зависит от политики муниципальных властей. В ближайшие годы именно им предстоит выбирать – иногда сразу за всех, одним росчерком пера, – с какими партнерами будут заключать договоры все ОУ района или муниципалитета.
В Нижнекамском муниципальном районе предупреждают: нормативно-правовые акты в сфере аутсорсинга еще не приняты ни на федеральном, ни на региональном уровне. Некоторые фирмы-аутсорсеры этим воспользовались и готовы в любой момент трактовать законы в свою пользу.
А крайний в этой цепочке – школа.
Поэтому ситуация, описанная в письме Рособрнадзора, может повториться на новом этапе. Школе опять придется собирать деньги с родителей. Но не для того, чтобы делать ремонт самим. А чтобы доплатить компании-аутсорсеру.