ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ
Экономия? Нам до лампочки...
Образовательная сфера пока не справляется с требованиями энергосбережения
Только 42% школ из проверенных сумели обеспечить основные
показатели энергоэффективности.
А это значит, целевые системные бюджетные вложения в программы
энергосбережения школ на региональном и муниципальном уровнях
отсутствуют либо являются разовыми и единичными. В результате
стратегические задачи, поставленные ФЗ № 261, не решаются, заложенные в
нем нормы не выполняются…
Гасите свет!
По данным Минобрнауки, российские школы тратят на коммунальные
услуги около 1 млн рублей, а вузы – от 1 млн до 200 млн рублей в год.
В ноябре 2009 г. был принят Федеральный Закон №261-ФЗ «Об
энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...»,
согласно которому образовательные учреждения должны снизить
энергозатраты на 15% до конца 2014 г., при том что потенциал
энергосбережения, по подсчетам специалистов, выше – около 40–45%.
Этот же закон обязал школы получить энергопаспорт. Документ, содержащий
данные о потреблении в здании электроэнергии, которая расходуется на
освещение, отопление, кондиционирование, подогрев воды, другие нужды, а
также план повышения эффективности по использованию энергоресурсов.
Но сначала проводится энергоаудит, обследование здания специалистами,
они обязаны составить объективный отчет о реальном состоянии
энергохозяйства, выявить причины нерациональных затрат, разработать
программу энергоэффективности и оценить ее примерную стоимость.
По идее в школе должны быть современные приборы учета (воды,
электроэнергии, газа и т.д.); на потолках светодиодные лампы, а на
окнах – пластиковые стеклопакеты.
На днях проект «РИА Новости» «Навигатор энергосбережения школ»
представил результаты исследования почти трех тысяч школ из 8
территорий. Наивысший показатель – обеспеченность школ
энергопаспортами, 97%. Удивляться не стоит: отсутствие документа
оборачивается серьезными штрафными санкциями для организаций и
руководителей. Что же касается конкретных мероприятий, осуществляются
они с разной степенью успешности и в зависимости от финансовой
обеспеченности регионов. Так, приборы учета тепла установили в 97% школ
Санкт-Петербурга и только в 33% школ Северной Осетии. Столь же
неравномерная картина и по установке приборов учета горячей воды: они
имеются лишь в 9% школ Еврейской автономной области. В 77%
обследованных школ уплотнили и утеплили дверные блоки на входе; 64%
произвели замену и утепление оконных блоков. При этом только 16% школ
занялись утеплением наружных стен, модернизацией трубопроводов и
арматурных систем отопления. Люминесцентные лампы горят в 87% школ, а
высокотехнологичные светодиодные, которые позволяют сэкономить до 60%
энергозатрат, в 20% школ. Как уверяют специалисты, такие лампы не
вредят здоровью детей, наоборот, приводят нас в соответствие с
санитарно-гигиеническими европейскими нормами.
Основные вложения школы делают в те позиции, которые являются финансово
менее емкими, – лампы, двери и окна, в то время как ключевые задачи,
как модернизация систем отопления и зданий, не являются предметом
инвестиций. Понятно почему. Только 56% школ заявили об использовании
муниципальных и региональных ресурсов в интересах решения вопросов
энергосбережения. Остальные школы выкручиваются за счет внебюджетных,
то есть родительских средств.
Небольшое утешение – директорам школ теперь разрешается использовать
средства, сэкономленные на энергосбережении, на различные школьные
нужды по собственному усмотрению. Очевидно, сэкономленные в результате
реализации программы энергосбережения средства пойдут на выполнение
других требований к энергосбережению. Стратегия организации инвестиций
не по силам образовательным организациям, и вместо заветной экономии мы
видим требование все большего увеличения затрат.
Но ставить крест на школьных программах энергосбережения никто не
собирается. Напротив, министерство объявило конкурс на разработку и
внедрение системы мониторинга соответствия уровня образовательных
учреждений требованиям в области энергоэффективности и
энергосбережения. Цена вопроса – 35,1 миллиона рублей. Также
Министерство образования и науки выпустило в свет игры для учащихся,
пособия для учителей и директоров по воспитанию бережливости.
А в это время…
На 1 сентября текущего года в две смены обучаются: 47%
школьников в Дагестане, 73% – в Ингушетии, 85% – в Чеченской
Республике, 44% – в Краснодарском крае, 45% – в Кемеровской области,
42% – в Иркутской области, 40% – в Челябинской, 52% – в Ямало-Ненецком
округе. И это далеко не полный список.
На территории Северо-Кавказского федерального округа количество школ с
трехсменным обучением увеличилось с 36 в прошлом году до 73 в нынешнем.
Около 800 школьных зданий в России признаны аварийными.