Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2013
Четвертая тетрадь
Идеи. Судьбы. Времена

КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ


Шеваров Дмитрий

Альбом один и прадеду и внуку

В Москве в Государственном музее А.С.Пушкина открылась выставка «”Альбомы нынче стали редки…”. Эволюция альбомного жанра с конца XVIII до начала XXI века (из собраний государственных музеев и частных коллекций)»

Альбомы нынче стали редки,
В листах, исписанных пестро,
Чертить случайные виньетки
Отвыкло беглое перо…

М. Волошин, 1912

Бродить по этой выставке хочется долго. Уйти с нее трудно. За те минуты, что видишь представленные твоему взору домашние альбомы, ты таинственно и коротко сближаешься с теми, кто много лет назад вносил на эти листы свои стихи и рисунки, кто бережно вкладывал в альбомы памятные цветы и опавшие листья. Щемящее чувство родного охватывает и не отпускает.
По пути домой хочется купить в канцтоварах альбом и тут же записать в нем что-то или зарисовать вместе с детьми. Помнится, когда дочки были маленькими, мы брали под Новый год обычный школьный альбом для рисования и поспешно вписывали в него путевые летние впечатления, смешные случаи на уроках и дома, шуточные стихи, забавные открытки, вклеивали рисунки, шаржи, фотографии, тогда еще черно-белые. Очень хотелось поскорее заполнить пространство альбома и в самый Новый год уже не возиться с ним, а лишь перелистывать.
В каталоге, изданном к открытию выставки, приведены слова художника Ильи Кабакова: «Вся суть альбомов – в перелистывании». И я бы добавил: в медленном перелистывании. Каждый лист альбома – это погружение в какую-то особенную эмоциональную среду, в отдельную эпоху жизни семьи.
Альбомы – это «городок в табакерке», где время не утекает безвозвратно, а ходит по кругу. От последней страницы легко вернуться к первой и запустить машинку времени вновь.
Чем дольше в семье вели альбом, тем больше времени он охватывал. Иногда это жизнь не одного, а нескольких поколений. На первых страницах могли быть стихи, посвященные бабушке, рисунки деда, а на последних страницах – зарисовки внуков и правнуков.
Таких «долгоиграющих» семейных альбомов на выставке около пятидесяти. Почти все они – настоящие шедевры и по форме, и по содержанию: альбом семьи Елагиных с карандашным портретом В.А.Жуковского, альбом семьи Мариных, альбом великого князя Константина Николаевича, альбом семьи Брюлловых, альбом президента Академии художеств Алексея Николаевича Оленина…
Семья Бакуниных-Полторацких начала заполнять свой альбом еще в конце восемнадцатого века, когда Павел Петрович Бакунин отбыл из России на дипломатическую работу в Англию. В альбоме виды городов, пейзажи, портреты, в том числе работы известных европейских художников. Годы спустя в этом же альбоме появились рисунки Кати, дочери Бакуниных. В Катю был влюблен лицеист Пушкин. Катя вышла замуж за участника войны 1812 года А.Полторацкого. У них родилась дочь, которую тоже назвали Екатериной. Она продолжала заполнять альбом, а когда вышла замуж и родила сына Сашу, то предоставила незаполненные листы альбома для детских рисунков. Саша женился, на свет появилась внучка Вера, рисункам которой тоже хватило места в альбоме. Так он заполнялся на протяжении более семидесяти лет!
 Второй зал выставки отдан двадцатому веку, и здесь остро чувствуется, как ломается, искажается традиция. Альбом теряет свое семейное, коллективное авторство и становится отдохновением человека глубоко одинокого и страдающего. Здесь уже нет альбомов, заполняемых из поколения в поколение. Уходят сосредоточенность и неспешность, исчезают уютные виньетки, а вместе с ними – изысканность и домашность.
Как пишут в каталоге искусствоведы галереи «Ковчег» (они вместе с сотрудниками пушкинского музея готовили экспозицию), в ХХ веке «обращение к жанру альбома было мотивировано попаданием автора в некие особые, замкнутые условия существования (казармы, окопы, даже тюрьма)».
В окопах, пожалуй, было не до альбомов, но на выставке есть поразительные свидетельства стойкости духа – тюремные блокноты и рукописные книги, составленные в заключении (они предоставлены для выставки музеем общества «Мемориал»).
Я долго стоял у толстого рукописного сборника стихов, составленного в лагере по памяти (!) В.Ф.Берсеневой и С.С.Потресовой в 1945–1947 годах. Рядом – рукописное издание пушкинского «Выстрела» с иллюстрациями, сделанными неизвестным художником. Тут же маленькая, размером с молитвослов, самодельная книжка стихов Александра Блока. На папиросной бумаге мельчайшим почерком переписано, наверное, все собрание сочинений.
А вот листы из гербария соловецкого узника Алексея Вангенгейма – создателя и руководителя единой метеорологической службы СССР . Как и его сокамерник Павел Флоренский, он не только писал письма домой, но и вкладывал в эти письма научное и эстетическое содержание. Для своей четырехлетней дочки Элеоноры он собрал на Соловках альбом «Математика в растениях».
Отдельно представлены путевые альбомы для зарисовок художников Мая Митурича, Иллариона Голицына, Виктора Дувидова, Татьяны Мавриной… Два альбома Никиты Фаворского – сына знаменитого художника-графика. В 1938 году юноша закончил полиграфический институт, а в 1941-м погиб в боях под Москвой…
Вернется ли когда-нибудь жанр семейного альбома в нашу жизнь или останется лишь в витринах музеев? Культурологи считают, что такой «тренд» уже никогда не вернется, но очень хочется, чтобы в этом они ошиблись. Я уверен, что жизнь семьи всегда будет тянуться к жанру альбома, как она тянется к счастью. Рифма дом–альбом столь же проста, сколь и неотменяема. Круженье буден, детский лепет, коврик на стене, тепло бабушкиных пирожков, первая любовь и бесценные эс­эмэски от любимой девочки – все это рано или поздно захочет облечься в бумажный халат альбома.

 Живите в доме – и не рухнет дом.
Я вызову любое из столетий,
Войду в него и дом построю в нем.
Вот почему со мною ваши дети
И жены ваши за одним столом,–
А стол один и прадеду и внуку…

PS. Выставка домашних альбомов в музее А.С.Пушкина (ул. Пречистенка, 12/2, ст.м. «Кропоткинская») продлится до 17 ноября 2013 г.