Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2013
Третья тетрадь
Детный мир

АРТ-КЛАСС


Печатникова Людмила, Коробкова Елена, Ванюшкина Любовь

Чтобы в музее оживали полотна

Учим детей быть внимательными и чуткими зрителями

Музеи, поездки, экскурсии с детьми – не надо говорить, скольких трудов стоит учителю организовать каждый выход. И до чего обидно видеть скучающие лица детей в окружении всяческих редкостей и красот. Как подготовить ребят к восприятию нового, незнакомого? Как помочь им по-настоящему увидеть его? Эти вопросы педагоги из разных уголков России обсуждали с сотрудниками Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (http://www.spbappo.ru/) Любовью ВАНЮШКИНОЙ и Еленой КОРОБКОВОЙ на семинаре в Мелихове, в усадьбе, где Чехов когда-то не только лучшие свои пьесы писал, но и об устройстве земской школы заботился. 

Как посмотреть?

Что мешает ребенку стать «зрячим»? Прежде всего – учительская критика попыток личной интерпретации увиденного. Тем более наши взрослые обиды на «неправильное» отношение и «недопонимание».
У ребенка обычно не хватает слов, чтобы выразить свои переживания. Он не всегда осознает эти эмоции. Помощь в пополнении лексического запаса ученика – забота педагога. От него же требуется терпеливо дождаться, пока дети мучительно сконструируют обрывки фраз для смутных переживаний.
Школьники не привыкли доверять своим чувствам. Они больше рассчитывают на подсказку, чем на интуицию. Вернуть им веру в то, что они имеют право видеть и чувствовать по-своему, – тоже в силах учителя.
Объект наблюдения может быть примером ранее изложенной теории. Педагог сначала сообщает классу важную информацию: некие факты, термины, закономерности. И ребята ищут в увиденном подтверждение услышанному. А может предварять любой «информационный вброс». Непосредственное восприятие приведет класс к выводам, которые интересно будет сопоставить с культурными представлениями о предмете.

Уровни зрительской квалификации

Задания, которые мы даем детям на экскурсии, на уроке, – во многом зависят от того, насколько они квалифицированные зрители. Специалисты выделяют 5 уровней. Можно проверить своих учеников.

1 уровень: стадия рассказчика. Ребенок способен рассказать о своих непосредственных ощущениях от наблюдаемого объекта культуры, но очень быстро переходит к личным воспоминаниям. Культурный предмет – лишь повод для самовыражения. Это нормальный этап развития. И лучше бы выслушать все детские истории, как бы далеко ни ушел ученик от темы. На уроке это вряд ли получится, а вот на экскурсии, по дороге легче найти время.

2 уровень: конструктивная стадия. Зритель оценивает объект с точки зрения реалистичности, которая приравнивается к эстетической, культурной ценности. Самая типичная претензия: в жизни так не бывает. Да, не бывает. Но если попытаться, не споря о реалистичности, обратить внимание на существенное, разговор приобретет иное направление.

3 уровень: стадия классифицирования. Зритель способен рационально проанализировать объект, опираясь на дополнительные источники информации. Выступает ребенок солидно. Но есть опасение, что информированность подменит непосредственное восприятие. Стоит чаще спрашивать ученика, что он заметил, что увидел.

4 уровень: стадия интерпретации. Зритель анализирует объект с точки зрения субъективного опыта, опираясь на интуицию. Он пытается сформулировать свое мнение, сопоставить его с чужим. Объект интересен как возможность вызывать личные ассоциации. Именно на этой стадии возникают высказывания: «Я согласен (не согласен) с Петей…» Можно праздновать победу и поздравлять героя, сумевшего подняться так высоко.

5 уровень: стадия «рекреативная». Зритель способен оценить объект парадоксально и неоднозначно, одновременно и субъективно, и объективно. Восприятие становится многомерным, позволяет увидеть бесконечное множество смыслов. Возникает настойчивая потребность создавать что-то свое по поводу и в связи: высказывание, текст, рисунок… Идеал как горизонт – он необходим для движения.

Вопросы для обсуждения

Для развития зрительской квалификации можно, никуда не уходя, в теплом, привычном кабинете, предложить классу для обсуждения объект наблюдения: картину, предмет. Иногда приходится только смотреть: слайд, репродукция. Иногда есть возможность взять в руки: камень, старинный подсвечник, бархатный камзол. Тактильное восприятие обогащает зрительный образ. И слайд воспринимается иначе, когда пальцы скользят по шелковому лоскутку (как на платье у героини картины), по кусочку мрамора (из такого же выстроены колонны на иллюстрации в учебнике).
Педагог задает очень простой вопрос: что видите?
Дальше его задача – собирать высказанные впечатления, при необходимости повторять чьи-то реплики (стараясь подчеркнуть существенную деталь), провоцировать обмен мнениями.
Время от времени приходится активизировать рассматривание: что еще видите? Что еще можете добавить?
И необходимые уточнения: что ты такого увидел, чтобы так сказать?
Финальная точка диалога – называние объекта, определение его места в некой классификации. Сопоставление названий, рожденных в классе –  сиюминутно и в культуре – когда-то, вызывает новую волну споров: я же говорил, я чувствовал, никогда бы не подумал…
Главное условие поддержания живости диалога – запрет на любые оценочные суждения как со стороны учителя, так и со стороны учеников. Запрещено не только критиковать, но и хвалить. И самое трудное для педагога – не торопиться с правильным ответом. Дождаться момента, когда потребность в новой информации будет остро ощущаться учениками.

Предметный ряд

Игровые задания с предметами тоже развивают зрительскую квалификацию. Помогают выстраивать ассоциативные связи. Ведь за каждой вещью – человек, его мысль, его история. Предлагаем ученикам, к примеру, создать из подручных материалов натюрморт, символизирующий образ литературного героя, исторического деятеля, государства или химического элемента... В реальности – на парте, в электронном виде – на экране компьютера, на листе бумаги – живописными средствами. В конце концов, просто словами, в виде списка или небольшого текста. Индивидуально или по группам. Стоит сосредоточить внимание учеников на жанре: именно натюрморт (каждый предмет – символ, ассоциация), а не иллюстрация (изображение известного факта). Передача образа личности, времени, идеи, ситуации.
Иногда бывает полезно ограничить количество предметов, к примеру, не более пяти. Чтобы ученики как можно строже отсеивали лишнее, второстепенное, неточное.
Завершение игры – предложение группам угадать названия натюрмортов одноклассников. Проверка узнаваемости символов, а также способности ребят сопоставлять, выстраивать из деталей целое.
Такая игра впоследствии поможет ученикам другими глазами взглянуть на набор экспонатов в витрине музея, на натюрморт в картинной галерее, на современный памятник в каком-нибудь городе.

Хороший финал

Итогом всевозможных путешествий и экскурсий может стать глобальный культурно-образовательный проект.
Хороший проект должен быть:

1) полезным, то есть востребованным;
2) добровольным;
3) посвященным решению неоднозначной проблемы;
4) интегративным, то есть объединять знания из многих областей;
5) самостоятельным и исследовательским;
6) открытым, то есть его можно продолжать в новых условиях, с другими людьми.



Может пригодиться...

Уже осуществленные проекты часто вызывают желание включиться в процесс, повторить успех или придумать что-то свое, индивидуальное.

Международный проект «Лавкамира» (http://www.igra3000.ru/) предлагает всем желающим расписывать жизнерадостными узорами уличные скамеечки, соединяя потом творения отдельных артелей в живописный сказочный мир – в парке, школьном дворе… Вариант проекта – роспись стульев. К примеру, по мотивам греческих мифов или русских народных сказок. Или роспись скворечников для развешивания на окрестных деревьях. Всего-то и требуется: найти спонсора для покупки красок, унылые скамейки, стулья. Получить разрешение от завхоза или местного муниципалитета. И конечно, вдохновить учеников.

Самая экстремальная версия уличных росписей – тюменский проект «Книжная полка» (http://vk.com/coloroftown/), придуманный папой-художником Дмитрием Зелениным, которому надоело каждое утро приводить детей к серой школе. Он превратил стены учебного заведения в книжную полку, на которой красуются корешки любимых книг, отобранных путем всешкольного голосования. А сколько азарта в агитации за «победителей»! Сколько книг прочли ребята, чтобы знать, за кого голосовать.

Флэшмоб – популярная молодежная форма взаимодействия. Осталось придумать тему «по программе». Скажем, «тургеневская барышня». В самый раз для десятиклассников, которые, выбрав роли, костюмы, линию поведения и детали реквизита, выходят на большой перемене в коридоры и рекреации родной школы, ведут философические беседы, поют романсы, рисуют. Классика оживает и для участников, и для зрителей.

Туризм сегодня – дело актуальное. Многие наши ученики уже побывали в роли туристов-иностранцев. На своем опыте почувствовали, каково это – не зная языка, дороги, обычаев, открывать для себя чужую страну, культуру. Что помогает? Что становится непреодолимым препятствием? А как чувствуют себя американцы-европейцы в России? Что в наших городах их заинтересует? Как помочь им преодолеть языковой и культурный барьер? Проект, позволяющий по-новому взглянуть на знакомые улицы и дома. Чем-то погордиться, что-то попытаться изменить.

Проект «Городские легенды» придумали в санкт-петербургской школе № 443 (http://www.школа443.рф/glavnaa/). Подростки обожают всякие таинственные истории. Почему бы не разобраться с загадками и чудесами, живущими неподалеку? Пятиклассники исследовали местный бестиарий, а потом готовили фотовыставки, видеофильмы про животных, которых удалось отыскать на местных барельефах и росписях. А еще устроили выставку эскизов памятников тем животным, мифологическим и настоящим, которые пока не поселились на городских улицах. Шести-семиклассники изучали городские мифы и предания. Результатом их работы стал цикл радиопередач для всей школы. Восьми-девятиклассники (в этом возрасте силен интерес к ярким личностям, необыкновенным характерам) знакомились с легендарными жителями города. Своим героям они посвятили виртуальную музейную экспозицию. Кстати, в том же музее нашлось место и для бестиария, и для городских преданий. В конце концов, людям нравится делиться находками.