О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
С проблемой детского воровства сталкивались почти все
педагоги. Каковы ее причины и как быть учителю в ситуации, когда он
поймал ребенка на воровстве? Об этом статья кандидата психологических
наук Т.Леус «Ребенок –
вор?» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 7 за 2013 год).
Психолог обращает внимание на то, что клептомания – явление чрезвычайно
редкое, так что повторяющиеся случаи воровства у детей происходят не по
причине психического заболевания, а в связи с чувством тревоги и
неудовлетворенными потребностями. Воровство в основном встречается у не
уверенных в себе и своей жизни детей, переживших
психологическую травму, не получающих достаточной эмоциональной
поддержки.
Автор подчеркивает, что перед педагогом в этом случае стоит
очень сложная задача. И первая рекомендация: ребенка надо выслушать.
Задав вопросы, постараться понять мотивы его поступка (лучше, если
разбираться в этом будет классный руководитель, которому хорошо
известны личностные особенности ученика) и уже с учетом этого понимания
выбирать конкретные педагогические меры. Но прежде всего важно показать
ученику, что педагог намерен не обвинять и наказывать ребенка, а понять
его поступок.
Известно, что учителя редко проявляют инициативу проведения
мастер-классов, поскольку этот формат работы представляется очень
сложным и ответственным. Чтобы помочь учителям обрести уверенность в
своих силах, на базе курского Дворца детского творчества для педагогов
организованы специальные семинары. Опыт обучения обобщен в статье
методиста Е.Гайденко, которая так и называется: «Как подготовить и провести
мастер-класс» («ПРАКТИКА АДМИНИСТРАТИВНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ», № 6 за 2013
год).
В публикации множество практических рекомендаций. Вот некоторые из них.
Когда модель мастер-класса уже выбрана, когда кажется, что все готово,
может получиться так, что какую-то часть мастер-класса нужно заменить.
И в «рукаве» у мастера всегда должны быть запасные варианты. Сочетайте
разные компоненты: это может смотреться очень выигрышно. Будьте готовы
к тому, что не предполагалось и не планировалось: в последний момент
может измениться аудитория, могут отключить свет, и мастер-класс пойдет
без презентации, участников может быть больше или меньше ожидаемого,
уровень их подготовки может отличаться от предполагаемого...
Пословица гласит: «Знал бы, где упадешь, – соломки подстелил».
Запаситесь «пучками соломки», то есть заранее рассмотрите нежелательные
ситуации. И откажитесь от лишнего: Пабло Пикассо утверждал, что
«искусство – это исключение ненужного», так пусть ваш
мастер-класс будет шедевром!
Каким образом лучше всего оформить пространство, где будет происходить
значимое для школы событие (например, большая интеллектуальная игра или
театрализованное представление)? К каким эффектам стоит стремиться при
продумывании замысла оформления? Какие цвета и материалы использовать и
в каком сочетании? Этим вопросам посвящена статья Е.Петровой «Визуальное обеспечение досуговых
мероприятий» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 7 за 2013 год).
Как пишет Е.Петрова, грамотное использование художественных средств
помогает не только создать желательную эмоциональную атмосферу, но и
проявить смысл события, воплотить все основные идеи, заложенные
организаторами. Однако для этого надо знать сложившиеся в нашей
культуре особенности восприятия предметного мира, в частности,
символического и психологического восприятия различных цветов. К
примеру, психологи подметили, что сочетание синего (фиолетового) и
желтого цветов стимулирует интеллектуальную активность.
Структурно публикация устроена так, что в отдельных главках
рассказывается о важных нюансах оформления досуговых мероприятий
определенного типа. Скажем, говоря о подготовке театрализованных
представлений, автор в числе прочего обращает внимание на следующий
момент. Используемые при оформлении сцены элементы должны быть
достаточно крупными, а оформление – целостным и заполнять всё
пространство. Два куска ткани или две-три мультяшные «мордочки»,
подвешенные в центре задника, не украшают сценическое пространство и
выглядят безвкусно.