Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2013
Первая тетрадь
Политика образования

РЕПОРТАЖ


Олейников Алексей

Детский спортивный забег вокруг... земного шара!

Километры лонгмоба «Сочи 20-14» складываются в экватор

1сентября в Москве на Поклонной горе стартовала всероссийская акция «Спортивный лонгмоб "Сочи 20-14"» (Longmob.1september.ru). Открытие лонгмоба организовал Департамент образования Москвы. В старте приняли участие более полутора тысяч школьников из десятков школ со всей Москвы... 

Слово «лонгмоб» образовано от двух английских: long (длительный, долгий, продолжительный) и mobile (движение, двигаться, подвижный). Особенность этой акции в том, что она растянута во времени: с 1 сентября 2013 по 1 февраля 2014 года. Формат участия «20-14»: в любой день, входящий в этот промежуток времени, желающие принять участие в лонгмобе проводят 20-минутный забег со стартом в 14 часов. Потом организаторы забега складывают расстояния, преодоленные каждым участником, и фиксируют суммарную дистанцию на сайте проекта longmob.1september.ru. Дистанции отдельно проведенных забегов складываются в одну олимпийскую дистанцию с единицей измерения ЭКВАТОР (40 075 километров). Главный вопрос организаторов – сколько раз участники лонгмоба обогнут земной шар до начала Олимпийских игр в Сочи. Кстати, эмблемы всех команд – участниц акции – будут переданы перед началом XXII зимних Олимпийских игр в музей спорта Сочи!

...1 сентября выпало на воскресенье, что не могло не радовать. Да и прогнозы еще за три дня до начала лонгмоба обещали хоть и облачную погоду, но вполне комфортные 17–18 градусов. Поэтому, когда с субботы зарядил холодный мелкий дождь, возникли серьезные сомнения, что мероприятие вообще состоится. Воскресенье же превратило сомнения в твердую уверенность: марафон будут бежать одни организаторы и примкнувшие к ним журналисты. С утра я уже начал сожалеть, что не надел кроссовки – в тяжелых башмаках бежать 20 минут будет трудновато.
И тут в подземном переходе увидел Зину. Она штурмовала ступеньки с упорством средневекового паломника. Три ступеньки взрослый человек проскакивает за доли секунды. Зина почти взрослая, ей 15, и конечно, эти ступеньки она бы одолела шутя… Но инвалидная коляска ей мешала.
А как же пандусы? Вот эти замечательные железные штуковины, по которым может заехать даже небольшая вагонетка? Однако не все коляски проходят по этим направляющим: расстояние между колесами бывает разное. Сделать бы ровную докатку, но это ж дорого...
«Куда в такую погоду может направляться подросток-колясочник?» – подумал я, подходя к девушке, чтобы помочь.
Оказалось, на лонгмоб! Понятно, что дальнейший путь до старта на аллее Партизан, где собирались дети-инвалиды и школьники обычных общеобразовательных школ, мы с Зиной проделали вместе. Она оказалась чрезвычайно активной девушкой. Вот и в лонгмобе решила принять участие. Размяться, говорит, захотелось, надоело дома сидеть. Мне вот не хотелось, а ей – поди ж ты! И кто из нас инвалид?
Зина надела дождевик (весь путь до старта она проделала без него и без зонта, ведь коляску руками крутить надо) и рванула вперед!
Дистанции были проложены по четырем аллеям, на каждой – свой способ передвижения: бег, ходьба, движение с мячом, движение на роликовых коньках и скейтах. Чтобы исключить излишную соревновательность и подчеркнуть олимпийский характер лонгмоба, где главное – победа не над соперником, а над собой, бежали по кругу, одновременно стартуя в разных его точках.
– А мы бегали кроссы и проводили тренировки в любую погоду, и зимой и летом, – заметил легендарный тренер по баскетболу, олимпийский чемпион Евгений Гомельский, который руководил забегом на соседней аллее. Там дети из нескольких школ устроили забег с баскетбольным уклоном – все бежали и от души колотили мячами по мокрому асфальту.
– Такие мероприятия характер закаляют, – продолжал Евгений Яковлевич, зорко поглядывая из-под большой кепки на стайки детей в оранжевых дождевиках. – Дети этот день обязательно запомнят! Дождь, холод, воскресенье – а они решили и пришли, это многого стоит. И как раз такие спортивные мероприятия помогают ребятам собраться, это же преодоление – не только погоды, не только расстояния, а прежде всего самих себя.
– Все хорошо, одно не очень, – посетовал с ревностью профессионала Евгений Гомельский, – дети бегут и смотрят на мяч.
Тут я застыдился, ибо на уроках физкультуры бежал так же. А оказывается, надо идти с мячом, не глядя на него. Рука сама должна его ловить, «на автомате».
Я, кстати, подобным манером мяч автоматически терял. С тех пор у меня только фотоаппарат на автомате.
Царил на Поклонной дух веселой анархии, какой всегда заводится в ребячьих коллективах, стоит лишь отпустить педагогические вожжи. Все бежали как хотели и совершенно не напрягались по поводу дождя и сырости. Девчонки-восьмиклассницы крутили мячи на пальце, не сбавляя шаг, мокрые насквозь пацаны в толстовках шлепали по лужам и на мое саркастическое: «как погодка?» – бодро отозвались: «нормально!». Координаторы забега (в зеленых дождевиках) вдохновенно рассекали по лужам на самокатах – иначе было не поспеть между аллеями.
Когда отведенные на забег двадцать минут подходили к концу, мимо пронесся бодрый мужчина физкультурной наружности, жонглируя теннисными мячиками. С ним по пути я и двинулся к сцене, куда уже понемногу стекались дети в оранжевых дождевиках, как диковинные московские осенние снегири.
Кстати, весь этот день удивительным образом крутился вокруг паралимпийского движения. Пока организаторы подсчитывали статистику, что было делом непростым, ведь по аллеям в тот день без малого бежали полторы тысячи детей, я разговорился с мужчиной в спортивном костюме на инвалидной коляске.
Им оказался Сергей Шилов, шестикратный чемпион Паралимпийских игр, четырехкратный чемпион Европы и многократный призер этапов Кубка мира по лыжным гонкам – он приветствовал участников лонгмоба на аллее Защитников Москвы, где проводился заезд на скейтбордах и роликах.
– Обязательно приводите ее ко мне, – сказал он, едва услышав про Зину. – Вы знаете, как трудно найти мотивированного спортсмена-колясочника, да еще рядом с тренировочной базой?
Я не знал.
– Спортсменов-колясочников готовить очень тяжело, – объяснял мне Шилов, – мало какие виды спорта им подходят, да еще и методик подготовки практически нет. Многие паралимпийцы – бывшие спортсмены, они привыкли к нагрузкам и тренировкам. Но у инвалидов с детства есть свои плюсы – они-то с рождения в этом теле, они знают его досконально. И найти такого мотивированного ребенка – большая удача. Так что обязательно мне ее разыщите!
Деваться было некуда, пообещал ра­зыскать.
А что до статистики, то в тот день участники лонгмоба все вместе преодолели почти 4 тысячи километров. И как же здорово, что в этих километрах была и дистанция Зины!