Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2013
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ


Чканикова Александра

Вузы на весах среднего балла

Мониторинг показывает медленный рост качества приема

В информационном агентстве «РИА Новости» были представлены результаты исследования Высшей школы экономики совместно с проектом «Социальный навигатор» по среднему баллу абитуриентов, зачисленных в российские государственные вузы на бюджетные места. Исследование идет не первый год, а значит, можно отследить динамику адаптации как вузов, так и абитуриентов к новым требованиям.

Выпускники. Тестовую форму ЕГЭ освоили

Пресс-конференцию открыл министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. По его словам, данные по качеству приема в 2013 году особенно важны и интересны по ряду причин.
– Во-первых, мы хотим оценивать результаты усилий вузов по повышению качества набора. Во-вторых, результаты будут использованы в рейтинге вузов, в-третьих – по этим данным можно отследить предпочтения абитуриентов. В общем, результат исследования – это рамка для наших дальнейших усилий. Не говоря уже о том, что следующим абитуриентам можно будет выбирать, ориентируясь по прошлому году, какой вуз им по силам.
Результаты исследования были озвучены ректором НИУ ВШЭ, председателем комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования Ярославом Кузьминовым.
В этом году удалось произвести измерение практически всех вузов.
– Мы считали всех вместе – и льготных, и целевых, и медалистов, и олимпиадников. Учиться им все равно вместе.
Уже было известно, что средний балл ЕГЭ на бюджет значительно вырос – по подсчетам, в среднем на три с половиной балла – немало по сравнению с прошлым годом. Правда, все равно меньше, чем ожидалось, – весной некоторые эксперты ожидали прироста в десять–пятнадцать баллов.
За счет чего преуспели? По утверждению Ярослава Кузьминова, никакой катастрофы с массовыми нарушениями и списываниями не зафиксировано. Прибавка среднего балла объясняется адаптацией учеников к форме ЕГЭ.
– Наконец-то мы освоили тестовую форму. И это не теневые махинации и списывание.

Вузы. Одни стали взыскательнее… 

В этом году у нас есть вузы, которые почти на десять позиций увеличили средний балл приема. К примеру, в МИФИ – почти на девять баллов, средний балл приема составил 85.
Еще один прорыв – Московский государственный областной гуманитарный институт: порог возрос почти на десять баллов. В МГППУ тоже поступали люди со средним баллом 71,6 – рост среднего балла на 8,7, и это несмотря на огромное количество принятых студентов с ограниченными возможностями здоровья. По словам Кузьминова, МГППУ теперь может даже бороться за звание федерального университета.
Среди технических вузов достигли успеха Университет тонких технических технологий, а также МИСИС, который добавил себе семь и три десятых балла и принимал абитуриентов со средним баллом 75. Санкт-петербургский «ЛЭТИ» тоже прирастил к приему семь баллов.
Не только московские вузы заметно подняли средний балл. Свое маленькое чудо свершили Алтайский государственный медицинский университет, Красноярский педагогический, Кемеровский институт пищевой промышленности, Тобольская социально-педагогическая академия, Кубанский и Красноярский медицинские университеты, Сургутский педагогический.
В рейтинге классических университетов нет изменений, кроме подъема Южного федерального университета.
Среди технических лидеры прежние: Физтех, МИФИ и Университет имени Губкина.
По педагогическим вузам – лидирует МПГУ, МГППУ вышел на третье место, вошел в десятку Красноярский педагогический университет.
– Заметьте, в прошлом году в зеленой зоне не было ни одного педагогического вуза, в этом году – пять, – констатирует Кузьминов.
В целом позитивная тенденция – прирост «зеленой зоны» – во всех областях, общее повышение среднего балла. Среди аграрных и строительных университетов тоже появился зеленый маркер. Медицинские вузы практически все находятся в зеленой зоне, социально-экономические – прибавили около двадцати процентов.
Топ-25 по качеству приема остался примерно тот же, что и всегда: МГИМО, Физтех, «Вышка», МГУ и СПбГУ. Примечательно, что из двадцати лидеров одиннадцать – медицинские вузы, а значит, медицинское образование возрождается, становится по-настоящему элитным.
Если расширить круг до тридцати, то станет ясно, что есть небольшие, но очень успешные вузы. Например, Всероссийская академия внешней торговли, Государственный институт русского языка имени А.С.Пушкина, Нижегородский лингвистический, Российская правовая академия.

… другие берут всех подряд 

Однако есть и список вузов, которые снизили средний балл, несмотря на требования министерства. Восточносибирский университет технологий и управления, Ижевская, Ивановская, Пермская сельскохозяйственные академии, Воронежская лесотехническая академия, Тамбовский государственный технический университет, Азово-Черноморская агрохимическая академия – последняя в этом году принимала со средним баллом 48! В среднем балл приема у этих вузов и был невысокий – от пятидесяти восьми и ниже. Падение показано незначительное, от полбалла до двух с половиной. Исключение – Пермский государственный национально-исследовательский университет.
– Это единственный вуз, находящийся в зеленой зоне, но почему-то он слегка снизил свой балл. Будем считать это досадной случайностью, – предложил Кузьминов.
В конечном счете отсутствие новостей – уже новость, и неутешительная. Аграрные вузы, которые и так с прошлого года находятся в красной зоне, только ухудшили свое положение. Уже через десять лет этот факт сулит дальнейшее выпадение из экономики целой отрасли. Со студентов, правда, спрос небольшой – они обходят стороной вузы, которые не смогли себя зарекомендовать.
Но ведь то же самое касается и важнейших промышленных специальностей – машиностроение, энергетика, ВПК. Похоже, что темпы пробуждения интереса к нужным специальностям недостаточно высоки, однако Дмитрий Ливанов в отношении этой проблемы настроен оптимистично: уже сейчас заметно, что интересы поступающих медленно, но меняются.
Еще одна неудача – недостаточно высокое качество приема в федеральные университеты, несмотря на ожидания экспертов. Надо дать себе отчет: объединение университетов пока не привело к росту качества приема.
В целом же результаты анализа качества приема показали, что хотя министерство где-то увеличило, а где-то сократило бюджетные места, на качество приема это не повлияло.

Абитуриенты. Престиж вуза важнее работы по душе

Если проанализировать качество приема по специальностям – то везде наблюдается рост среднего балла приема. Лидеры по требованиям – международные отношения, теория искусств, востоковедение и африканистика, политология, лингвистика и иностранные языки, здравоохранение. Резких сдвигов нет, только общий рост.
Отношение абитуриентов к выбору вуза осталось прежним – многое решает бренд. Студенты в большей степени выбирают вуз, чем направление, – пусть физтех, а направление не важно, куда возьмут.
– Мы выяснили, что абитуриенты, поступающие на философский факультет в ВШЭ и МГУ, совершенно разные. Философов у нас готовят только в нескольких вузах, ожидалось, что в них будут поступать одни и те же абитуриенты, но, выходит, людям важно попасть хоть на что, но в престижный вуз.
О предпочтениях абитуриентов много говорят результаты первого Олимпиадного рейтинга школ по итогам 2012/13 учебного года, который представила генеральный секретарь Российского союза ректоров Ольга Каширина. Этот рейтинг является индикатором уровня работы по поддержке молодых талантов, а также достоверной оценкой работы школ по работе с одаренными детьми. 

Про самых умных

Отвечая на вопрос, куда поступают победители олимпиад, можно оставить в стороне влияние маркетинговой кампании вуза, считает Ольга Каширина.
– Пятерка лидеров по итогам ЕГЭ и пятерка вузов, выбранных олимпиадниками, практически совпадают, кроме МГТУ имени Баумана. В этом году у нас было 22,5 тысячи победителей олимпиад из 4800 школ – это значит, что олимпиады выигрывают дети из десяти процентов российских школ. И в первой десятке этих школ – московские гимназии. В Москве сложилась традиция открывать школы при университетах, там и учатся будущие победители олимпиад. Однако треть всех школ рейтинга – школы районных центров и небольших городов, что обнадеживает. Кроме того, в списке представлены десятки сельских школ, это свидетельствует об их конкурентоспособности. К слову, не у всех этих школ есть сайты, а вот талантливые ученики есть.
Региональные олимпиады сильны и амбициозны. Распределение дипломантов олимпиад по федеральным округам такое: почти половина в Центральном; в Приволжском – 16%, в Сибирском – 13,5%, в Северо-Западном – 11,4%. На Урал, Дальний Восток, Южный округ и Северный Кавказ приходятся оставшиеся 10%.
– В конечном счете по-настоящему работать с одаренными детьми готова только Москва, – говорит Каширина. – Хотя все двери для победителей открыты, поступают они примерно в одни и те же места.

О содержательности рейтинга

Казалось бы, общий итог кампании положительный. Растет почти все, что должно расти. Правда, во многих вузах случился недобор на бюджетные места, но это, по мнению экспертов, вполне нормально. Такова позиция вуза, который себя уважает, – не брать абы кого на бюджет, лишь бы выполнить министерский план.
– «Вышка» тоже недобрала несколько человек на бюджетные места в магистратуру по экономике и математике, хотя выбор у нас был большой, – говорит Кузьминов. – И мне очень нравится, что министерство устанавливает такие доверительные отношения с вузами, предоставляет нам возможность взять лишнего блестящего человека на ту или иную специальность или недобирать слабаков. Ректор не должен бояться, что его за это накажут!
И хотя вопроса о том, насколько нужно доверять рейтингу, давно никто не задает, все равно в воздухе висит вопрос валидности. К примеру, опорных заданий, повторяющихся из года в год, в экзамене было не так уж много – ими пожертвовали в пользу большего разнообразия заданий. А сравниваем. Потом: почему важны баллы на входе в вуз и никому не интересно, что там в процессе и на выходе?
Правда, Ярослав Кузьминов немного сказал о необходимости сместить акценты.
– Успешность вуза составляют три компонента: качество профессоров, качество студентов и качество выпускников. Первое и второе мы начали изучать, а вот чего пока так и не хватает – измерения качества выпуска. Но и в этом существуют некоторые подвижки: есть договор с федеральной налоговой службой, которая предоставит нужные данные, не нарушая закон о персональных данных.
Тогда, вероятно, и сам рейтинг станет другим, и быть может – отношение молодежи к своему образованию.