Четвертая тетрадь
Идеи. Судьбы. Времена
Высокий дар праздности
О том, что мы можем быть гораздо счастливее, чем нам это кажется
Был август, отец будил меня еще до рассвета, и мы, собрав
рыболовные снасти и уложив в рюкзаки посуду и все необходимое для
пикника, с удочками в руках шагали по спящей деревне в предрассветном
тумане, предвещавшем изнуряющий полуденный зной. Мы шли прямиком к
булочной, стучались в заднюю дверь, и булочник в майке, вечно
заспанный, но неизменно любезный, пускал нас в свое обиталище, где
пахло горячим хлебом. Держа деревянную лопату в худых руках, он
доставал из печи круассаны, запах которых – в те далекие годы, когда
мне было двенадцать, – казался мне поистине божественным! /…/ К полудню
(крупную рыбу – которую предстояло чистить и потрошить – мы оставляли
на ужин) у нас уже было достаточно мелочи на жаренку, и отец приступал
к готовке…
…Очень хорошо помню, что эта простая, но восхитительная еда, которую со
временем я уже предвкушал, стоило мне увидеть бьющуюся на крючке рыбу,
– соединялась в моих мыслях с неспешной, ленивой рекой, мягко
касавшейся берега у наших ног, на гладь которой мы смотрели не
отрываясь, пока сидели под деревом и смаковали приготовленное отцом
угощение. И уже тогда, несмотря на свой юный возраст, я понимал, что
таким путем отец хотел постепенно привить мне вкус к истинному
удовольствию и прелестям этого мира и показать, что достичь их можно с
помощью самых простых вещей. Помню даже, как однажды он, не любивший
вообще-то красивых слов, не удержался от искушения увенчать свои уроки
фразой, прозвучавшей немного торжественно, но за которой скрывалось
крайнее смущение от внезапно охватившего его порыва. Отец произнес
слова, которые навсегда запечатлелись в моей душе:
– Знаешь, сынок, зачастую мы гораздо счастливее, чем нам это кажется!»
Дени Грозданович
«Счастливы ли мы больше,чем нам это кажется?»*
Эссе французского философа и писателя – наверное, самое подходящее
чтение для последнего дня лета, для этого последнего августовского дня,
который, как и тридцать первое декабря, – особенный. Предновогодний
день – грань перехода от будней к празднику. С тридцать первым августа
все наоборот: это пограничная зона между праздничным царством отпусков
и каникул и бескрайней степью повседневного труда.
Не надо особо гадать, о чем думают сегодня полстраны (а полстраны и
получится, если посчитать всех вместе – учителей, школьников,
преподавателей, студентов, родителей, собирающих ребенка на занятия).
Думают все примерно одно и то же: ну вот, завтра снова все начнется.
Конечно, каждый произносит это про себя с той интонацией, которая
больше под настроение: кто – весело, кто – с сожалением, кто – вообще
без всяких эмоций. Не важно, что в этом году первое сентября выпало на
воскресенье и лету вроде как удалось урвать еще денек. Все равно
закончилась летняя потеха, и началось время, отданное делу. Потому что
нас с детства научили про время и час и про то, что дело – это уж никак
не удовольствие и не радость. А значит, начиная с завтрашнего дня все
мы обречены испытывать чувство вины всякий раз, когда печем, например,
пирог, а у нас, скажем, не написана рабочая программа, или играем в
парке с собакой, а у нас дома на столе гора непроверенных тетрадей и
завтра шесть уроков, или (что мы все об учителях!) катаемся на велике,
а надо еще сочинение писать, подготовить доклад по географии и решить
пять задач по алгебре. И понятно, что нам продиктует в ответ суровая
общественная мораль: сначала программа, тетради и домашнее задание, а
потом пирог, собака и покататься. Разумеется, если на это останется
время.
Проблема только в том, что времени не останется. Более того, программа
все равно в положенные сроки не допишется, часть тетрадей в любом
случае останется непроверенной, из пяти задач будет решено три.
И это совершенно не зависит от того, пожертвовали мы ради дела простыми
радостями жизни или нет. Просто потому, что невозможно успеть сделать
все и сразу, а привычный послеотпускной аврал и аврал вообще – самое
непродуктивное состояние для работы.
Книга Дени Гроздановича «Искусство почти ничего не делать» – не только
об этом. Она сама – произведение высокого искусства
почтиничегонеделанья, потому что собрана из блестящих текстов,
написанных как будто в антракте между ослепительными моментами счастья.
Впрочем, это вовсе не означает, что работа не доставляла автору
удовольствия. Грозданович – едва ли не главный современный теоретик
лени – просто не делает ничего, что ему не нравилось бы. Не случайно
уже из предисловия мы узнаем, что любимое его времяпрепровождение –
послеобеденный сон в гамаке, а одним из первых литературных
произведений в «Искусстве почти ничего не делать» упоминается
«Обломов». И вообще автор откровенно дразнится: «Наставник, который в
детстве окунул меня в источник знаний, часто повторял, что он никогда
еще не встречал мальчика, способного сделать так мало за такое долгое
время; это напоминает мне мою бедную бабушку, которая как-то мимоходом
заметила, что я-то уж точно никогда не сделаю больше того, что мне
велят, и она даже уверена, что я обязательно сделаю меньше».
Дальше–больше: «Лень всегда была моим достоинством. Но я этим отнюдь не
хвалюсь, это дар. И дар редкий».
Конечно же реальный Дени Грозданович – человек невероятно деятельный,
чему свидетельство и книга, состоящая из его многочисленных газетных и
журнальных колонок, статей о литературе, философии, спорте. Это все
знаменитое французское остроумие, которое только внешне кажется
изящно-легкомысленным. На самом деле Грозданович говорит об очень
серьезных вещах.
То, что он называет ленью, – это переживание того самого счастья,
которое больше того, что нам кажется счастьем. Если угодно – ощущение
полноты бытия. Даже если это означает всего лишь смотреть на медленное
течение реки и поедать мелкую рыбешку, поджаренную на углях. С тем же
успехом это может быть что-то другое: музыка, стихотворная строчка,
книжная страница, удачная подача мяча (теннисного, волейбольного – это
уж на выбор). Страшное дело, это может быть даже урок. Есть много
учителей и учеников, которые знают, что такое бывает. И когда такое
бывает, все как будто забывают, что это урок. То есть работа перестает
быть тем, что мы привыкли называть работой, и превращается во что-то
исключительное и главное, но никак не поддающееся измерению в баллах и
единицах, в том числе и денежных.
«В нас воспитывали благоговейное почтение к чужой воле и непоколебимую
веру в благородство тяжких усилий, а потому мы без конца и края ловим
себя на чрезмерном усердии, – пишет Грозданович. – Излишним старанием
мы только портили и уничтожали всю прелесть своих лучших начинаний;
стремясь к совершенству, мы то и дело сбивались с пути; в пылком порыве
мы, сами того не замечая, стирали свою цель в порошок. Мы разучились
соизмерять и взвешивать свои поступки с точностью и сдержанностью,
установленными ходом вещей. И в итоге неизбежно теряли творческое
начало из-за навязчивого страха быть недостаточно продуктивными».
Не потерять творческое начало, по Гроздановичу, можно, если не потерять
вкуса к жизни.
В общем-то, если вдуматься, мы это давно знаем. И не из переводных книг.
Культ тяжелого труда и бесконечных упражнений, мрачная слава трудовых
подвигов – про это говорит пушкинский Сальери. Все ведь по правилам,
человек, что называется, горит на работе, пожертвовал пустыми
развлечениями, ничтожными часами потехи во имя дела: «отверг я рано
праздные забавы». И список заслуг, которые обиженно перечисляет
Сальери, пеняя небу на несправедливость, словно вслух зачитывает
портфолио, сегодня совсем не изменился: тут и любовь горящая, и
самоотвержение, и труды, и усердие, и моления, что вполне в духе
новейших тенденций…
И все зря. Опять в вечной связке оказываются гений и лень. Главная
претензия Сальери к небесной канцелярии по поводу несправедливого
распределения гениальности – то, что Моцарт – «гуляка праздный». То
есть почти ничего не делает.
Можно, конечно, возразить, что Пушкин сам гений и то, о чем он пишет,
касается ему подобных, а не нас, простых смертных. Гений потому «гуляка
праздный», что, почти ничего не делая, успевает гораздо больше, чем
любой усердный и трудолюбивый Сальери.
Но Пушкин потому и гений, что писал о вещах, которые касаются каждого
из нас. Гениальность Моцарта и его праздность связаны не тем, что любой
лентяй – гений, а тем, что каждый из нас, переживая моменты счастья,
которое больше, чем нам кажется, именно в эти моменты гениален. Без
удовольствий праздной жизни творческому началу взяться неоткуда. И
работа, даже на грани подвига, окажется не более чем суммой
механических действий. Упорный Сальери становится белкой в колесе.
Иногда у белки не выдерживает сердце.
Очевиднейшая вещь – жизнь неизмеримо важнее и больше работы. Прежде
всего потому, что, отложенная на потом, на тот самый час, теоретически
предназначенный для потехи, она может и не случиться. Зато прекрасные
моменты праздности способны окрасить золотым августовским светом любой
будничный день с его заботами, «обязаловкой», рутиной. И тогда вдруг
окажется, что привычные обязанности – это как сыграть в увлекательную
игру, или испечь пирог, или поиграть с собакой, или покататься на
велосипеде…
* Цит. по: Дени Грозданович. Искусство
почти ничего не делать. М.: Текст, 2013
|