О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Педагоги, сталкиваясь с проявлениями агрессии и жестокости у
детей, часто ощущают свое бессилие. По мнению психолога Светланы
Кривцовой, понять многих трудных учеников было бы легче, если бы мы
соотнесли их поведение с феноменом потери смысла жизни. К сожалению, мы
слишком мало знаем о закономерностях зарождения и исчезновения
жизненных смыслов. Этим закономерностям посвящена статья С.Кривцовой «Причина
девиантного поведения подростков: как его преодолеть» («СЕЛЬСКАЯ
ШКОЛА», № 5 за 2013 год).
Автор, в частности, обращает внимание на то, что психотерапевты,
обсуждая специфические проблемы современных детей, употребляют термин
«укутанное в вату поколение». Определяющая характеристика поколения
детей, «укутанных в вату», – слабое чувствование ценностных оснований
жизни и жизненных ситуаций.
Если прежние поколения, выросшие в тяготах и лишениях, не страдали от
дефицита смысла: они хотели для себя и своих детей лучшей жизни, то
нынешнее просто не знает, чего хотеть. В частных школах, например,
педагоги сталкиваются с тем, что дети зачастую не могут объяснить
понятие «мечта».
Поэтому для педагогов особенно важно понимание механизмов
возникновения эмоций, знание закономерностей появления интереса к
чему-либо. «Эмоции опережают интеллект, – подчеркивает С.Кривцова. –
Радость и спокойная уверенность способствуют интересу, страх и обида
блокируют развитие новых нейронных связей. Эти данные современной
нейрофизиологии подтверждают то, что давно известно любому хорошему
педагогу. Каждый учитель должен научиться создавать этот
способствующий эмоциональному резонансу настрой у своих учеников».
Каково отношение современных школьников к учителям? Этот
вопрос был в центре внимания исследования, которое провели сотрудники
Института социологии РАО. Полученные результаты заставляют задуматься.
Как пишут С.Собкин, И.Иванова и Е.Калашникова в статье «Антагонист, а не партнер»
(«ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 5 за 2013 год), лишь один из десяти
подростков (в исследовании опрашивались ученики 5–9 классов московских
школ) называет учителя среди значимых для него источников информации.
Почти треть считают, что у них нет возможности выразить свое мнение на
уроке. А возможность открыто критиковать мнение учителя признали лишь
7,7%. И почти столько же ответили, что на уроке могут выражать свои
чувства и эмоции.
При этом немногие – в основном отличники – связывают свой интерес к
учебе с влиянием учителя. В решении о посещении дополнительных занятий
важную роль учителя отметили 3,3% школьников, о продолжении образования
после окончания школы – 3,2%.
Недовольство учителей поведением учеников отметили 26,3% респондентов,
плохое отношение – 22,6%. Две трети опрошенных убеждены, что в их
взаимодействии с учителем доминирует исключительно контроль.
Общий вывод ученых неутешителен: позицию учителя в стенах школы
подросток явно противопоставляет своей собственной. В драму взросления
подростка педагог редко бывает включен как партнер или советчик, чаще
как антагонист...
От чего зависит решение педагогов обмениваться опытом и
знаниями с коллегами? Как показало исследование, проведенное
сотрудниками Высшей школы менеджмента СПбГУ, подобные решения прежде
всего определяются внутренними установками, изменить которые не так-то
просто. Тем не менее способы повышения мотивации к продуктивному
взаимодействию с коллегами существуют. В частности, как пишут
Т.Андреева, А.Сергеева, А.Голубева и Я.Павлова в статье «Обмен знаниями между
учителями средних школ, факторы, влияющие на его интенсивность»
(«ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ», № 2 за 2013 год), к таким способам
относятся использование в управлении школой методов, повышающих
автономию учителя: предоставление свободы в выборе педагогических
средств, отсутствие мелочного контроля, обратная связь, действенное
признание ценности профессионального взаимодействия. Авторы
подчеркивают, что внешние мотиваторы, в том числе перспектива
материального поощрения, могут лишь укрепить внутреннюю мотивацию, но
сами по себе не создают ее.