Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Педагоги, сталкиваясь с проявлениями агрессии и жестокости у детей, часто ощущают свое бессилие. По мнению психолога Светланы Кривцовой, понять многих трудных учеников было бы легче, если бы мы соотнесли их поведение с феноменом потери смысла жизни. К сожалению, мы слишком мало знаем о закономерностях зарождения и исчезновения жизненных смыслов. Этим закономерностям посвящена статья С.Кривцовой «Причина девиантного поведения подростков: как его преодолеть» («СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА», № 5 за 2013 год).
Автор, в частности, обращает внимание на то, что психотерапевты, обсуждая спе­цифические проблемы современных детей, употребляют термин «укутанное в вату поколение». Оп­ределяющая характеристика поко­ления детей, «укутанных в ва­ту», – слабое чувствование ценно­стных оснований жизни и жизненных ситуаций.
Если прежние поколения, выросшие в тяготах и лишениях, не страдали от дефицита смысла: они хотели для себя и своих детей лучшей жизни, то нынешнее просто не знает, чего хотеть. В частных школах, например, педагоги сталкиваются с тем, что дети зачастую не могут объ­яснить понятие «мечта».
Поэтому для педагогов особенно важно по­нимание механизмов возникнове­ния эмоций, знание закономерностей по­явления интереса к чему-либо. «Эмоции опережают интел­лект, – подчеркивает С.Кривцова. – Радость и спокойная уве­ренность способствуют интересу, страх и обида блокируют разви­тие новых нейронных связей. Эти данные современной нейрофизио­логии подтверждают то, что дав­но известно любому хорошему педагогу. Каждый учитель дол­жен научиться создавать этот способствующий эмоционально­му резонансу настрой у своих учеников».

Каково отношение современных школьников к учителям? Этот вопрос был в центре внимания исследования, которое провели сотрудники Института социологии РАО. Полученные результаты заставляют задуматься. Как пишут С.Собкин, И.Иванова и Е.Калашникова в статье «Антагонист, а не партнер» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 5 за 2013 год), лишь один из десяти подростков (в исследовании опрашивались ученики 5–9 классов московских школ) называет учителя среди значимых для него источников информации. Почти треть считают, что у них нет возможности выразить свое мнение на уроке. А возможность открыто критиковать мнение учителя признали лишь 7,7%. И почти столько же ответили, что на уроке могут выражать свои чувства и эмоции.
При этом немногие – в основном отличники – связывают свой интерес к учебе с влиянием учителя. В решении о посещении дополнительных занятий важную роль учителя отметили 3,3% школьников, о продолжении образования после окончания школы – 3,2%.
Недовольство учителей поведением учеников отметили 26,3% респондентов, плохое отношение – 22,6%. Две трети опрошенных убеждены, что в их взаимодействии с учителем доминирует исключительно контроль.
Общий вывод ученых неутешителен: позицию учителя в стенах школы подросток явно противопоставляет своей собственной. В драму взросления подростка педагог редко бывает включен как партнер или советчик, чаще как антагонист...

От чего зависит решение педагогов обмениваться опытом и знаниями с коллегами? Как показало исследование, проведенное сотрудниками Высшей школы менеджмента СПбГУ, подобные решения прежде всего определяются внутренними установками, изменить которые не так-то просто. Тем не менее способы повышения мотивации к продуктивному взаимодействию с коллегами существуют. В частности, как пишут Т.Андреева, А.Сергеева, А.Голубева и Я.Павлова в статье «Обмен знаниями между учителями средних школ, факторы, влияющие на его интенсивность» («ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ», № 2 за 2013 год), к таким способам относятся использование в управлении школой методов, повышающих автономию учителя: предоставление свободы в выборе педагогических средств, отсут­ствие мелочного контроля, обратная связь, действенное признание ценности профессионального взаимодействия. Авторы подчеркивают, что внешние мотиваторы, в том числе перспектива материального поощрения, могут лишь укрепить внутреннюю мотивацию, но сами по себе не создают ее.