Когда не ждешь добра от жизни
Сможешь ли ты передать детям позитивные ценности?
Среди летних писем наших читателей встретились размышления о
том, как приблизить школьное образование к потребностям ученика, учить
его для жизни, а не для школы, ведь многие дети обделены заботой
родителей, их жизнь скучна, им ничего не интересно. Учитель пишет:
«Я совершенно не против
геометрии и других научных дисциплин. Я только «за» преподавание в
школе основ всех наук. Но программа упускает то, без чего ребенку
тяжело входить во взрослую жизнь. Культура отношений, эстетика одежды и
быта, примеры жизни ярких людей и созидания своей судьбы… умение
понимать самого себя и формировать, ставить цели и достигать их. Почему
бы школе не взять на себя эту ответственность, если больше некому?»
И учитель заботливо прикрепляет к письму свою программу
подготовки ребенка к жизни. Не поспоришь – проблема есть, оставаться к
ней равнодушным нельзя, а вот можно ли ее решить средствами
дополнительного урока, вопрос. Ведь слова словами, а что за ними?
Недавно Ольга Грязнова из Лаборатории сравнительных
исследований массового сознания Высшей школы экономики опубликовала
результаты сравнения базовых ценностей российских учителей и их коллег
из 54 стран мира.
Из десяти ценностных индексов беспрецедентную важность для россиян
имеет безопасность – личная, семейная, национальная. А вот позитивное
отношение к жизни и стремление к чему-то большему – на последних местах.
На основании ценностей свободы, творчества, независимости,
самостоятельности при постановке жизненных целей и любознательности
конструируется индекс «самостоятельность». Россия находится посередине
списка. Выше – западноевропейские страны; азиатские и ближневосточные –
ниже.
Мы в самом низу по умению наслаждаться жизнью и удовлетворенности
желаний, но в середине по параметру «гармония с природой, мир
прекрасного, социальная справедливость». Почти в конце (51-е место) в
стремлении к влиятельности, эффективности и достижению целей (индекс
«достижения»). Зато по стремлению к власти, авторитету и репутации мы
ближе к лидерам, учителям из Китая и Македонии. И больше среднего
смещены в сторону сохранения старых укладов.Отсюда вывод: до
самореализации, этого приоритета граждан с развитой экономикой и
активным обществом, мы недотягиваем. У нас потребность в безопасности –
личности, семьи, труда – все еще остается самой важной. Конечно,
ценностный выбор граждан зависит от экономического положения страны. А
школа влияет на формирование подростков сильнее, чем семья. Но не
столько темами курсов, сколько моральными образцами, которые мы
предъявляем.