Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2013
Четвертая тетрадь
Идеи. Судьбы. Времена

КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ


Балдин Андрей

Оцифрованный, эталонный...

18 июня в Государственном музее Толстого в Москве стартовал проект, которому, хочется надеяться, уготовано большое будущее

Проект называется «Весь Толстой в один клик». В этом смысл начинания:  планируется перевести в цифровой формат и выложить в Сеть 90-томное собрание сочинений Льва Толстого. Музей выступает совместно
с компанией ABBYY, приглашены к участию специалисты и волонтеры.

Начинание важное и полезное, которое пока трудно вообразить во всем его объеме. Организаторы намерены собрать и заново прочитать с помощью программы  Finereader 90 толстовских томов, сличить файлы с бумажной версией – «вручную», тут потребуется помощь волонтеров, – затем откорректировать их работу и «очищенный» продукт выложить в Сеть для открытого пользования. Мало того, предполагается прибавить к этому все важнейшие исследования творчества Толстого, которые составили за полтораста лет немалую библиотеку. И все это открыть – «в один клик».  
В принципе правильная мысль, вполне в духе Льва Николаевича. Открыть все, доступно и бесплатно, «перепечатка и распространение приветствуются», как было написано на титульных листах томов первого издания его сочинений.
Разумеется, возникают вопросы – правильно, что возникают. Сам Толстой был  человек-вопрос, человек-спор – с самим собой, с читателем, со всем светом. Да, вопросы есть. Нет, не технические, не количественные. С техникой справится  компания ABBYY, одна из лучших в своей области. Все отобранные книги будут прочитаны и подготовлены должным образом. Однако это только часть работы, по сути, подготовительная.  
Далее – корректура. С этого момента начинаются вопросы. Как будет корректироваться Лев Толстой? Ответ как будто прозвучал под тенистыми липами Хамовников. Корректура планируется самая современная, согласно с последними правилами русского языка. Тут, кстати, возникает первая заминка, хотя и формальная: Толстой писал на другом русском языке, законы которого отличались от современных. И далее: он постоянно и намеренно вторгался в эти законы, намереваясь изменить их, вплоть до применения новых знаков пунктуации, наподобие удвоенного тире. А «квадраты запятых», которые он расставлял в пространстве текста с целью выделить глубинную мысль и которые «невидимо чертились» по своим правилам синтаксиса? Да и просто: Толстой часто писал «неправильно», полагая, что только так, изменяя общие законы, точнее передаст свою оригинальную мысль. Стало быть, его текст может корректироваться только с учетом его собственных языковых и смысловых законов, иначе это будет уже не вполне толстовский текст. Можно ли навязывать Толстому новейшие правила слово- и смыслоуложения? И это только внешний, формальный вопрос.
Куда серьезнее вопрос содержательный, который затрагивает, кстати, не только основной корпус толстовских текстов, предполагаемых к компьютерному «перечтению», но и уже упомянутые дополнения, многочисленные исследования и публикации о Толстом. Они слишком разны.Толкования Толстого порой бывали полярны, иные суждения толстоведов и теперь носят характер взаимоисключающий. Литература о нем есть принципиальный и жесткий спор. Как он будет представлен в новейшем электронном издании? Или предполагается выборочная, «бесспорная» подборка? Тогда сразу возникает вопрос: кто и как будет судить, по какому принципу будет проходить этот выбор? В какой упаковке явится перед нами новейший Лев Толстой?
«Эталонный» – это слово прозвучало под липами, и кое-кто из слушателей вздрогнул. Сидели вообще-то специалисты, хорошо понимающие, как не клеится к Толстому подобное определение. И какая пропасть может открыться вслед за проектом идеальной толстовской редакции (коррекции).
Исследование не закончено. Не все прочитаны рукописи, не все расшифрованы потаенные письма и заметки. Как быть с этим? В «стальной комнате» на Пречистенке еще довольно неразобранного материала, подняв который мы, возможно, обнаружим еще одного Толстого. Их много, Львов Толстых, – они всё спорят друг с другом.
Который из них будет выбран для размещения в Сети?
Большое полезное начинание – и являющиеся вместе с ним такие же большие вопросы. Не разобравшись с ними, мы рискуем получить остросовременный, яркий, и, по сути, конъюнктурный портрет писателя. Так уже не раз случалось в последнее время. Нынешняя эпоха, увлеченная менеджментом и ребрендингом, ориентированная на готовый продукт, без труда произведет на свет «эталонного» классика.  
Хочется надеяться, что начинание музея будет избавлено от такого соблазна. Новые технологии способны помочь исследователю. Если интересно играть в цифровую терминологию, можно вообразить версии Толстого – 2.0, 3.0 и так далее, по степени усложнения работы, хотя и это звучит странно. Так или иначе «цифровой» может означать «объективно и беспристрастно представленный» – во всех версиях, интернет с этим справится.
Также и слово «эталонный» – тут надежда на волонтеров. Пока их приглашают к соревнованию с победителями и призами тому, кто больше проверит страниц. Однако в этом поиске каждый из них может открыть своего эталонного Толстого – именно так: разом, в один клик.