В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпускники- интеллектуалы: слагаемые жизненной траектории
Чем было отмечено детство людей, которые в 90-х годах учились в специализированных школах
Немало родителей, которые сегодня целенаправленно воспитывают
гения. На худой конец, стараются наладить ребенку детство так, чтобы
раскрылись все его таланты и способности. С одной стороны –
да, личность формируется с первых дней жизни, а с другой – не
много ли мы на себя берем, когда жестко бетонируем русло развития
ребенка?
Социологи Лаборатории мониторинговых исследований МГППУ Ольга Базина,
Ольга Дымарская и Ольга Колесникова провели исследование «Семья и
детство в воспоминаниях одаренной молодежи».
Обращаемся в прошлое, чтобы
думать о настоящем
Проект «Жизненные стратегии и реализованные траектории
одаренных детей» – это ретроспективные интервью с выпускниками
специализированных школ. Шел поиск факторов, которые оказали влияние на
построение жизненной траектории одаренного молодого человека, эта
исследовательская задача для России в новинку.
Интервью были взяты у выпускников пяти специализированных школ Москвы:
СУНЦ МГУ, Пятьдесят седьмой школы, гимназии «Созвездие», лицея «Вторая
школа», школы № 710. За основу был взят список выпускников 2000–2003
гг. названных школ, то есть сейчас этим людям 25–28 лет. Их жизни
практически сложились, а воспоминания о детстве все еще ясны и живы.
Первая очевидная гипотеза – все решает стартовый капитал.
Развитие одаренности всегда связано с воздействием семьи если не
напрямую, то точно через образовательно-профессиональный статус
родителей.
В воспоминаниях респондентов родители выступают в роли примера для
подражания только в нескольких случаях: «Папа с мамой – оба
кандидаты математических наук… Отец физик, доктор наук, ученый, он так
и не ушел в бизнес, добился очень многого… Отец ученый, геолог, доктор
геологических наук. Он занимался наукой на фоне бизнеса».
Не чаще встречается и альтернативный сценарий: родители хоть и
располагают богатым социальным капиталом, но авторитетом для ребенка
никогда не выступали.
В большинстве же случаев респонденты говорили, что у них обычная семья,
нередко со ссылкой на советскую интеллигенцию: «У меня вообще
достаточно каноническая интеллигентная семья. Отец – физик,
мама – учитель словесности… Мама – учитель,
папа – инженер… Стандартная советская семья».
Другой важный вопрос – кто именно являлся для ребенка значимым
взрослым. Для мальчиков авторитетом и примером для подражания выступали
отцы и старшие братья, а девочки чаще всего затруднялись ответить:
«Скорее папа. Он был более интеллектуальным, что ли, постоянно хотел
дать больше интересных вещей. А мама занимается какими-то базовыми
вещами, которые так же важны, но которые человек, может быть, не в
такой степени замечает».
Что важно: круг значимых взрослых ни в одном случае не
исчерпывался ближайшими родственниками. Создание интересной
среды – не всегда заслуга родителей, иногда точечное общение с
дальними родственниками и друзьями семьи дает большие стимулы. Здесь
возникают бабушки, дедушки, братья бабушек и дедушек, дяди, тети,
двоюродные братья.
Исследователи делают вывод: социальный капитал семьи, несомненно,
важен, но он не сыграл бы решающей роли без целенаправленного вклада
родителей и других близких взрослых в его общее развитие.
В начале жизни
Воспоминания выпускников свидетельствуют, что родители
вкладывали много сил, чтобы развить детей: «У нас всегда были
развивающие игры, кубики. Начиная с того, что я умел складывать числа в
пределах 20-ти еще до того, как говорить толком научился. Моя мама
работала в той же школе, что я учился, я заходил к ней, и она нам
всякие задачки давала на развитие… Когда мы доросли до школы, мама
организовала частную школу, я там учился в начальной школе, видимо, не
очень хотелось отдавать ребенка абы куда».
По мнению исследователей, самым важным фактором, определяемым семьей и
оказывающим существенное влияние на формирование личности, явился стиль
воспитания.
В исследовании говорится: подходы к воспитанию, описанные
респондентами, можно условно разделить на «либеральный» и
«авторитарный», причем встречаются они в равной доле. Первый подход в
описаниях такого рода: «Нас воспитывали либерально, ничего
авторитарного там не было… мы были предоставлены сами себе… тотального
контроля надо мной не было».
В то же время некоторые отмечали жесткость родительского отношения:
«Вообще мой отец достаточно авторитарный. Никогда меня не бил, но при
этом как он сказал, так, конечно, и будет… Дедушка был очень строгий,
не всегда решения дедушки казались правильными, может быть, они такими
и были. Но воспитывал некую ответственность и трудолюбие».
Особенно сложно понять, где заканчивается внимание родителей к ребенку
и начинается ограничение свободы. Но нигде ни о какой
неорганизованности речи не шло: «Когда я был маленький, мама со мной
занималась много. Отец на спорт водил. Я такой был ребенок, которого
постоянно родители приобщали к занятиям, не то что я по городу бегал
сам. Мне давали бегать, сколько влезет, но при этом я был достаточно
организованным».
Можно отметить, что ребенок очень чувствителен к уровню контроля:
«Родители меня достаточно жестко контролировали, и мне, конечно, в
детстве хотелось, чтобы этого постоянного контроля не было, чтобы можно
было путешествовать, можно было с друзьями куда-то ходить, встречаться,
т.е. вот такой самостоятельной совершенно жизнью жить, чтобы были
какие-то свои отношения».
Найдена еще одна любопытная тенденция: переоценивая происходящее в
детстве, респонденты начали воспринимать рамки, которыми их
ограничивали родители, скорее как положительный момент в воспитании.
Иными словами, вероятность повторения родительской стратегии воспитания
в собственной семье высокая.
Хлеб насущный
Решает ли что-то материальное положение родительской семьи?
Исследование показало, что среди выпускников спецшкол есть
представители разных категорий – и высокообеспеченных, и
низкообеспеченных.
Примечательно, что те, кто говорил о своей семье как о необеспеченной,
не рассматривали это как особую проблему. Вероятнее всего, родители их
от этого оградили: «Семья меня поддерживала и ничего не навязывала.
Мне, наоборот, говорили, что если что-то нужно, мне помогут. Говорили,
мы можем тебе помочь, если ты сам захочешь, надо тебе куда-то
поехать – найдем денег, обязательно съезди на олимпиаду… В
определенный момент в семье были трудности, но мы как дети никогда не
чувствовали этого, т.е. родители сумели сделать так, что для нас всегда
все было просто прекрасно. Никогда такого не было, что я чего-то
очень-очень хочу, а этого не было. Но, может быть, мы и не хотели
многого. Просто никогда не было такого, что есть нечего, хотя разговоры
такие были, и я это точно знаю. Когда папа, например, с завода уходил в
свое дело, плюс кризис в 98-м – тогда точно были проблемы, но
мы их не замечали, для нас все было хорошо… Материально, я думаю, было
как у большинства. Мы жили впятером в однокомнатной квартире, тогда,
кажется, даже туалетов еще не было, они находились на улице.
Главное – всегда была еда».
В то же время нельзя сказать, что так было во всех семьях и детей
полностью поддерживали: «В моей семье мои идеи, скажем так, всегда
воспринимались так – “ну вот, что ты там еще придумала,
какие-то безумные идеи…”»
Это еще один урок: деньги не всегда можно обменять на социальный
капитал, куда важнее не нагружать ребенка денежными проблемами, а дать
знать, что на его важные дела деньги всегда найдутся.
Умный в среде
сверстников
Как оказалось, самый болезненный вопрос –
взаимоотношения со сверстниками, особенно с теми, которые учились не в
спецшколах. Зачастую общение с ними, особенно в возрасте старшей школы,
складывалось неважно.
В отдельных случаях трудности в отношениях со сверстниками
провоцировали уход в субкультуры или же замыкание на узких интересах:
«Я сам так лично не считаю, но ребята, те, с кем я сейчас общаюсь,
говорят, что в 9–10 классе у нас с ними были разные интересы. Я,
например, особо никогда не пил и не курил. А там так было, что если не
куришь, то и поговорить с тобой особо не о чем. Если ты не сидишь дома
с друзьями, дурью не страдаешь, то о чем с тобой поговорить? У меня
было мало тем для разговора с ними. Учеба им была не интересна… У меня
был сложный статус, меня бойкотировали практически год. Поэтому я ушел
в готическую, тогда только зарождавшуюся субкультуру и обрел огромное
количество новых друзей… Были у меня друзья по лестничной площадке, по
двору. Но их было очень мало. Буквально три человека. А общались тесно
с одним, который был меня на 5 лет старше. В какой-то момент я вообще
заметил тенденцию, что вокруг меня много друзей старше меня по
возрасту. Исключая одноклассников. Почему-то складывалось так, что все
остальные друзья были меня старше. Либо были братья старшие, мы с ними
общались. Либо по двору был друг старше меня».
К сожалению, нет надежного метода, который мог бы отделить эффект
одаренности ребенка от других факторов, которые влияют на общение со
сверстниками. Интересно, что юношеский комплекс у молодых людей со
временем перерос в самооправдание и подтверждение собственной
значимости: я же был умнее, вот они со мной и не дружили.
Детство для успешного
Многие выпускники отмечают: семья, родители –
значимый ресурс их развития. Детство, даже отмеченное некоторыми
трудностями, вспоминается как благополучный этап в жизни: «Счастливое
детство. Это не совсем ресурс, это какие-то ощущения от жизни,
связанные с тем, что меня не били линейкой по голове… Семья всегда в
меня верила. Они говорили, что все цели достижимы. А именно в школе
меня никогда не выделяли, ни с положительной, ни с отрицательной
стороны… Родители мне довольно сильно помогали и направляли. Это,
скорее, ощущение семьи, ощущение того, что тебя любят, всегда есть с
кем поговорить. И наличие такого спарринг-партнера для обсуждения своих
текущих дел – это то, что они мне до сих пор дают... Мои
родители всегда старались сделать мир детей отстраненным от нужд и
переживаний. Я помню атмосферу небольшой напряженности в момент путча,
например, и какие-то танки, кто-то это обсуждает. Но не более того. Это
продлилось недолгое время. Но никак не отразилось на потреблении
каких-то продуктов. То есть сильного изменения в рационе и сильной
нужды я не помню».
Итак, рецепт воспитания успешного ребенка как будто найден: интерес к
развитию в раннем возрасте, вера в силы ребенка и партнерские
отношения. По данным исследования, таков универсальный коктейль.