СТРАНА - КАНИКУЛЫ!
Игры в дороге и на привале
Если время в пути ползет медленно, юные путешественники должны знать все способы заставить его мчаться со скоростью поезда, самолета, света
Как скрасить время в пути? Конечно же с помощью игры,
увлекательной, захватывающей и – развивающей! В прошлом номере мы
рассказали о трех таких играх. Но читатели попросили продолжить, и мы
продолжаем!
В автобусе или машине можно играть в самые разные игры на
внимательность. Даже самые маленькие могут соревноваться, кто первый
увидит желтую машину или кто заметит три трактора. Считать можно
водокачки и велосипеды, стада коров, аистов на крыше, здания с
колоннами, памятники. Главное, чтобы у каждого из детей был заранее
заготовленный свой листок подсчета, на котором он будет отмечать,
сколько разных интересных объектов встретилось ему на пути.
Подобные игры развивают внимание и фантазию детей, учат их развлекать
себя и окружающих в любых обстоятельствах.
Игры на листе бумаги
Если игроков несколько и у вас есть возможность писать и
рисовать, то вы можете вспомнить самые разные игры на листе бумаги:
дорисовки, крестики-нолики, гонки, танчики, быки-коровы, наборщик.
Дорисовки.
Один из игроков рисует линию своим карандашом, а другой превращает эту
линию во что-то свое. Листок можно поворачивать в процессе игры.
Гонки.
На листочке в клетку вы рисуете трассу и выставляете точки на линии
старта. В каждый ход машинка может проехать столько же, сколько в
прошлый, или на одну клеточку больше. Задача – пройти всю трассу, не
вылетая из поворотов. Тот, кто не смог рассчитать траекторию и врезался
в край, начинает снова с единичного движения.
Быки-коровы.
Каждый загадывает трехзначное число и потом старается отгадать число,
загаданное противником. «Бык» – правильная цифра стоит на правильном
месте. «Корова» – правильная цифра стоит не на своем месте. Если мой
партнер загадал число 273, а я спрашиваю его 123, то он мне отвечает –
«один бык и одна корова». Он не указывает, какая из цифр «бык», а какая
– «корова», и я должен догадаться об этом сам. В данном случае цифра
«3» – «бык», она стоит в нужном месте, а «2» – «корова», стоит не там,
где в загаданном числе. Если я спрошу 250, то мне ответят – «один бык»,
а если «237», то мне скажут – «бык и две коровы».
Можно играть и с четырехзначными числами, и со словами из 4 или 5 букв.
Подвижные игры
Во время любых остановок старайтесь дать возможность детям
подвигаться. Это правило верно даже в том случае, если вы с детьми
идете пешком. В походе можно заметить, что на привале дети посидят
минутку – и вскакивают.
Они устают идти в заданном направлении. Но быстро переключаются и
мгновенно восстанавливают силы. Так что не усаживайте их, в свободном
движении ребята отдыхают.
На привале или на остановке хорошо бы побегать. Вы еще не
забыли, как играть в
«Колдунчики»? Один или двое водящих – колдуны, они
догоняют всех остальных. Тот, кого колдун успел догнать,
останавливается там, где его догнали, раскинув руки в стороны, и кричит
«чай-чай-выручай». Другие игроки могут пробежать мимо и, коснувшись его
ладони, расколдовать остановленного игрока.
Резиночка.
В 80-е годы в «резиночку» играли везде, во дворе, в школах на
переменках. Для игры вам понадобится кольцо из 4–5 метров бельевой
узкой резинки. Двое натягивают резинку на ноги, образуя длинный
прямоугольник на уровне щиколотки (или на уровне колен – второй уровень
сложности). Остальные поочередно прыгают разными способами. Первый
показывает способ прыжков, остальные стараются повторить как можно
точнее.
Жестких правил и комбинаций прыжков нет – в каждом дворе игра шла по
своим правилам. Например, те ребята, на ком держится резиночка, имели
право «заказывать» фигуры. Начинали с «простых» (надо прыгать так,
чтобы ноги оказывались по обе стороны то одной, то другой резинки – как
бы садиться верхом на каждую резинку). Наступать на резинку нельзя.
Можно заказывать любое количество: «двое простых», «десять простых», «с
остановкой» или без. Если удалось успешно проскакать «простые» на
каждом уровне, то переходим к следующим комбинациям. Например, к
«пешеходам» – нужно подпрыгнуть и одновременно встать левой ногой на
ближайшую резиночку, а правой ногой – на дальнюю резиночку, снова
подпрыгнуть и поменять ноги местами, приговаривая «пе–ше–хо–ды», то
есть меняем ноги 4 раза. Потом выпрыгиваем на противоположную от начала
прыжков сторону.
Тише едешь – дальше будешь, стоп! Пока водящий произносит эти слова,
остальные игроки стараются тихонько к нему подойти. Как только он
сказал «стоп!», он оборачивается и штрафует тех, кто не успел замереть
на месте.
Словесные игры
В дороге можно играть в самые разные словесные игры, в
зависимости от возраста участников и от ваших собственных предпочтений.
Как-то раз я была свидетелем такой картины: в плацкартном вагоне ехали
с тренером и двумя мамами полтора десятка подростков.Они ехали на
какие-то сборы или соревнования, и заняться в поезде им было нечем.
Одна из мам принялась играть с ними в детскую игру «барыня прислала 100
рублей». Подростки были совершенно счастливы, играли с огромным
удовольствием и были готовы играть снова и снова. Им было важно
внимание, которое уделила им эта мама, и они готовы были играть с ней в
любые игры. Когда остальные родители ее отвлекли, подростки вздохнули –
и уткнулись в свои мобильники.
Я беру
с собой в дорогу. Один игрок водит. Он задумывает
правило, по которому предметы делятся на две группы – то, что он
«возьмет с собой в дорогу», и все остальное.
Правила могут быть самые разные, от очень простых – типа «беру все
шарообразные предметы» – до весьма хитрых, типа «съедобное,
начинающееся с гласной».
Водящий начинает игру, давая правильный пример:
– Я беру с собой в дорогу… арбуз!
Игроки пытаются отгадать задуманное правило, спрашивая, возьмет ли
водящий с собой в дорогу то или иное, например:
– А ты возьмешь с собой… банан?
– Нет!
– А апельсин?
– Да!
– А огурец?
– Да!
– А автомобиль?
– Нет…
– Мяч?
– Нет.
Когда кто-нибудь думает, что отгадал правило, он говорит об этом и
называет правило. Если правило названо неверно, то он выходит из игры
(впрочем, малышам можно давать несколько попыток).
Четвертый
лишний. Игроки загадывают друг другу три слова из одной
группы предметов и четвертое – из другой. Остальные должны угадать, что
лишнее. В этой игре важно не только угадать лишнее, но и объяснить свое
решение (и если объяснение хорошее, то вполне можно признать правильным
и другое решение, не такое, как хотел автор).
Например: огурец, банан, морковка, вишня (лишняя – вишня, она
маленькая и не длинная, а круглая).
Груша, картошка, яблоко, персик (лишняя – картошка, она овощ, а не
фрукт).
Огурец, помидор, киви, горох (лишними могут быть и помидор – он другого
цвета, и горох – он растет в стручках, и киви – он пушистый, и огурец –
он длинный).
Определения.
Игроки договариваются, на какую букву они будут придумывать слова, а
потом начинают придумывать слова и давать им смешные определения.
Например, все придумывают слова, начинающиеся на К:
– Это много веток, меньше, чем дерево.
– Это очень колючее растение из пустыни.
– Это очень кислая красная ягода.
– Это часть обуви, бывает очень высокий и тонкий.
– Это напиток, похожий на кофе с молоком по цвету.
«Шнуцать».
Водящий загадывает глагол и заменяет его словом «шнуцать». Остальные
игроки должны задавать вопросы и отгадать глагол. Вопросы развернутые,
единственное ограничение – всегда заменять глагол (и производные)
словом «шнуцать».
Например, загадано «завтракать» – что нужно, чтобы качественно
пошнуцать?
– Ложка, вилка и нож.
– Когда чаще всего шнуцают?
– По утрам.
– У шнуцающих есть профессиональный праздник?
– Нет.
И так далее.
Тройная чепуха.
Правила игры: каждый выбирает букву, которая ему нравится, и старается
придумать смешную фразу из трех и более слов таким образом, чтобы
каждое слово начиналось с выбранной буквы.
Вот примеры от Гали, 7 лет:
Ультрамариновая устрица уморила усатого удава.
Красный крокодил кидал кривые кактусы к куче коричневых колючих кошек,
крутя крабовое коллекционное колечко.
Синий сурок скинул серый станционный след с сиреневого солнца сушеную,
соленую сову словно старый садовый сонный стол, стирающий северную
скалистую серу.
Настольные игры
Сейчас в продаже появилось огромное количество интересных
настольных игр. Если раньше под настольными играми понимались
исключительно «ходилки» с кубиком и фишками на поле, то теперь
разнообразных игр продается очень много.
Некоторые из них отлично подходят для разновозрастной компании. В
дорогу лучше всего брать компактные игры, правила к которым можно
объяснить за пять минут.
Уно
– простая и веселая карточная игра, в которую можно играть хоть с двумя
игроками, хоть с пятнадцатью. Каждому на руки раздают по пять карт.
Задача игроков – избавиться от карт, сбрасывая их на стопку сброса.
Изначально в этой стопке лежит одна карта, скажем, синяя пятерка.
Поверх нее можно положить либо синюю карту с любой цифрой, либо карту с
пятеркой любого цвета. В свой ход игрок может положить только одну
карту. Если подходящей карты нет, он добирает одну карту из колоды.
Игрок, у которого на руках осталась ровно одна карта, должен сказать
«Уно». Если он забыл это сказать и другие игроки заметили, что у него
одна карта, они кричат ему «Уно», и он берет две карты штрафные из
колоды.
Доббль
– тоже карточная игра, но карточки круглые и на каждой – 8 маленьких
картинок. Карты так устроены, что на любой паре карточек есть ровно
одна совпадающая картинка. Задача в том, чтобы быстро ее найти и
назвать. У этой игры есть аж 5 разных вариантов правил, она подходит
как для детей лет с четырех, так и для взрослых.
Кошки-мышки.
Эта компактная настольная игра подходит для любого возраста. Задача
игрока-кошки – ловить деревянных мышек специальной крышечкой-кошкой.
Если на кубике выпал синий цвет, то кошка ловит синюю мышку, а если
выпал зеленый, то зеленую. При всей незамысловатости игра веселая,
вызывает много смеха, и в нее с огромным удовольствием играют не только
дошкольники, но и взрослые.
...Время в дороге можно провести скучно или весело, с пользой или с
обидами. Как его проводить – решать вам!