О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Что такое эмоциональное здоровье ребенка? Интегральная
характеристика, включающая целостное позитивное отношение человека к
себе и к миру, способность справляться с отрицательными переживаниями,
находить возможности для новых положительных впечатлений. В случае
неразвитости или деформации этих качеств – например, вследствие
психологической травмы, чрезмерно жесткого воспитания – ребенку
необходимо психолого-педагогическое сопровождение. Иначе, как пишут
М.Рагулина и Е.Ткач в статье
«Эмоциональное здоровье детей, переживших травму утраты семьи, и
особенности их психологического сопровождения» («ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ»,
№ 6 за 2013 год), развитие подростка пойдет по одному из
двух сценариев. Первый – нивелирование собственной личности как
малозначимой, уход в себя, ограничение контактов или их краткосрочность
и формальность. Второй – развитие по типу нарциссической личности,
опирающейся на представление о себе как нереально позитивном или очень
негативном человеке. В большинстве случаев опыт жизни таких детей
«наполнен отчуждением, бессмысленностью, злостью», – подчеркивают
М.Рагулина и Е.Ткач. Исследования показывают, что в суждениях о внешнем
мире эти ребята используют определения: жестокий, красивый, грязный,
наркоманский, добрый, злой, могучий. Примечательно также, что в
описании будущего у них нет конкретных планов относительно себя. Пишут:
будущее станет лучше (интереснее, богаче), чем сейчас, без пьянства и
наркомании. Их фантазирование о будущем играет роль психологической
защиты от настоящего.
Основная задача в работе с такими детьми – способствовать укреплению
веры в собственные силы, обучение умению опираться на ресурсы внешней
среды. А выдерживать сложности общения с трудными детьми помогает
экзистенциальная позиция: переключиться с рассуждений о том о сем на
осознание того, что жизнь тоже ждет чего-то от человека.
Одна из мировых образовательных тенденций последних лет – активное
развитие медиаобразовательных практик в средней и высшей школе. Этот
тренд наблюдается в Канаде, Австралии, Великобритании, Германии,
Швеции… но не в России: у нас медиаобразование развивается очень
медленно. Это становится очевидным при знакомстве со статьей А.Федорова и А.Левицкой
«Опыт массового медиаобразования в Венгрии: становление и тенденции
развития» («ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ», № 3 за 2013 год).
С 1996 года во всех школах Венгрии в качестве обязательного введен
предмет «кино- и медиаобразование». С 2005 года курс «Медиаобразование»
является предметом, по которому сдается выпускной экзамен. Вдобавок ко
всему министерством образования Венгрии утвержден Национальный
стратегический план медиаобразовнаия, его цель – «создание и внедрение
программ, направленных на развитие навыков избирательного,
критического и интерактивного использования массмедиа».
Программы развития медиаграмотности предназначены «для обогащения
медийных занятий развивающими заданиями, которые не вписываются в
формат урока». Учителя дают возможность ученикам узнать рынок местных
СМИ, встретиться со специалистами местных телекомпаний,
исследователями; выполнить творческий проект и обменяться опытом с
ровесниками.
Вопрос: почему на Западе такое большое внимание медиаобразованию? Дело
не только в том, что педагоги этих стран видят в медиаобразовании
эффективное средство развития эстетического восприятия и путь глубокого
освоения современных аудиовизуальных языков коммуникации (в том числе
языка кино, телевидения, веб-текстов). Стратегия развития
медиаобразования составлена в соответствии с документом Европейской
комиссии от 1999 года «Принципы и рекомендации аудиовизуальной
политики в эру цифровых технологий». В нем говорится: «Аудиовизуальные
медиа играют фундаментальную роль в развитии и передаче социальных
ценностей. Не только потому, что они воздействуют в значительной
степени на то, какие факты и какие образы окружающего мира мы
воспринимаем, но и потому, что медиа представляют целые концепты и
категории – политические, социальные, этнические, географические,
психологические, – которые мы используем для интерпретации этих фактов
и образов. Массмедиа участвуют в определении не только того, что мы
видим, но и того, как мы видим это».