Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Что такое эмоциональное здоровье ребенка? Интегральная характеристика, включающая целостное позитивное отношение человека к себе и к миру, способность справляться с отрицательными переживаниями, находить возможности для новых положительных впечатлений. В случае неразвитости или деформации этих качеств – например, вследствие психологической травмы, чрезмерно жесткого воспитания – ребенку необходимо психолого-педагогическое сопровождение. Иначе, как пишут М.Рагулина и Е.Ткач в статье «Эмоциональное здоровье детей, переживших травму утраты семьи, и особенности их психологического сопровождения» («ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ», № 6 за 2013 год), развитие подростка пойдет по одному из двух сценариев. Первый – нивелирование собственной личности как малозначимой, уход в себя, ограничение контактов или их краткосрочность и формальность. Второй – развитие по типу нарциссической личности, опирающейся на представление о себе как нереально позитивном или очень негативном человеке. В большинстве случаев опыт жизни таких детей «наполнен отчуждением, бессмысленностью, злостью», – подчеркивают М.Рагулина и Е.Ткач. Исследования показывают, что в суждениях о внешнем мире эти ребята используют определения: жестокий, красивый, грязный, наркоманский, добрый, злой, могучий. Примечательно также, что в описании будущего у них нет конкретных планов относительно себя. Пишут: будущее станет лучше (интереснее, богаче), чем сейчас, без пьянства и наркомании. Их фантазирование о будущем играет роль психологической защиты от настоящего.
Основная задача в работе с такими детьми – способствовать укреплению веры в собственные силы, обучение умению опираться на ресурсы внешней среды. А выдерживать сложности общения с трудными детьми помогает экзистенциальная позиция: переключиться с рассуждений о том о сем на осознание того, что жизнь тоже ждет чего-то от человека.
Одна из мировых образовательных тенденций последних лет – активное развитие медиаобразовательных практик в средней и высшей школе. Этот тренд наблюдается в Канаде, Австралии, Великобритании, Германии, Швеции… но не в России: у нас медиаобразование развивается очень медленно. Это становится очевидным при знакомстве со статьей А.Федорова и А.Левицкой «Опыт массового медиаобразования в Венгрии: становление и тенденции развития» («ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ», № 3 за 2013 год).
С 1996 года во всех школах Венгрии в качестве обязательного введен предмет «кино- и медиаобразование». С 2005 года курс «Медиаобразование» является предметом, по которому сдается выпуск­ной экзамен. Вдобавок ко всему министерством образова­ния Венгрии утвержден Национальный стратегический план медиаобразовнаия, его цель – «создание и внедрение программ, направленных на развитие на­выков избиратель­ного, критического и интерактивного использования мас­смедиа».
Программы развития медиаграмотности предна­значены «для обогащения медийных занятий развивающими заданиями, которые не впи­сываются в формат урока». Учителя дают воз­можность ученикам узнать рынок местных СМИ, встретиться со специалистами мест­ных телекомпаний, исследо­вателями; выполнить творческий проект и обменяться опытом с ровесниками.
Вопрос: почему на Западе такое большое внимание медиаобразованию? Дело не только в том, что педагоги этих стран видят в медиаобразовании эффективное средство развития эстетического восприятия и путь глубокого освоения современных аудиовизуальных языков коммуникации (в том числе языка кино, телевидения, веб-текстов). Стратегия развития медиаобразования составлена в соответствии с документом Европейской комиссии от 1999 года «Прин­ципы и рекомендации аудиовизуальной по­литики в эру цифровых технологий». В нем говорится: «Аудиовизуальные медиа играют фундаментальную роль в развитии и передаче социальных ценностей. Не толь­ко потому, что они воздействуют в значи­тельной степени на то, какие факты и какие образы окружающего мира мы воспринима­ем, но и потому, что медиа представляют целые концепты и категории – политичес­кие, социальные, этнические, географичес­кие, психологические, – которые мы ис­пользуем для интерпретации этих фактов и образов. Массмедиа учас­твуют в определении не только того, что мы видим, но и того, как мы видим это».