Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

А.И.Савенков
Путь в неизведанное
М.: Генезис, 2005


Дошкольник увлеченно осваивает материальный мир, в котором есть легкое и тяжелое, сыпучее и текучее, цветное, горячее, хрупкое... Но уже к возрасту начальной школы у разных детей исследовательские способности проявляются с разной интенсивностью. Одни продолжают любознательно выискивать вокруг себя новое, им интересно «что там внутри», другие заметно охладевают к этому процессу. Да и способ усвоения знаний в школе не слишком располагает к самостоятельному поиску истины и даже не поощряет ребенка задавать действительно интересующие его вопросы.
Но как ценность подобные компетентности заявлены на всех уровнях школьного образования. «Как развить у ребенка потребность и способность искать новое? Как научить его видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятий?» Методические материалы, изложенные в книге, помогут педагогам найти ответы на эти вопросы. Автор предлагает целостную программу развития детских исследовательских способностей. Причем обращает внимание на то, что зачастую школьные исследовательские работы ограничиваются эмпирикой. Однако умения структурировать результаты, доказывать и защищать свои идеи, извлекать информацию из разных источников составляют неотъемлемую часть работы. В отдельном параграфе автор перечислил, какие умения, помимо собственно исследовательских навыков, должен освоить педагог-психолог, берущийся за подобную работу.
Но самое интересное, бесспорно, это задания, которые сгруппированы по темам: способность видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, классифицировать...

Томас Фелан
Воспитание без принуждения
Минск: Попурри, 2012

Автор начинает с иронической реплики о том, что к детям не прилагается инструкция по воспитанию, и предлагает растерянным родителям что-то вроде краткого курса по выживанию. Переходя к серьезному тону, он напоминает, что главная трудность в том, чтобы найти соотношение между дружелюбием и требовательностью. Тогда и отношения сложатся нормально, и эмоциональный интеллект ребенка будет развиваться без изъянов.
На разумном, именно разумном (иногда кажется, что даже излишне рассудочном) использовании строгости и тепла строится технология. Она потребует терпения и самообладания от взрослого, который ограничивает капризы ребенка, но не жестко и не оскорбительно. Не менее важно проявлять последовательность и договориться о едином подходе с другими взрослыми, которые окружают ребенка. Автор настаивает на том, что технология работает, только будучи примененной целиком и с соблюдением всех условий. Она и описана на редкость скрупулезно: три шага к успешному воспитанию, две величайшие дисциплинарные ошибки, шесть типов манипулирования (как распознать детей-манипуляторов)... и, конечно, множество «что делать, если». Суховато, но это впечатление смягчается каждый раз, когда автор напоминает, что взрослый, например, поймав ребенка на регулярной лжи, должен не уличать его каждый раз, а выстроить ситуацию так, «чтобы не загонять его в угол».
Одолев негативные проявления с помощью строгости, приступаем (так же скрупулезно рассчитывая каждый шаг) к поощрению желательного поведения. И даже глава, описывающая, как укрепить эмоциональную связь между детьми и родителями, тоже содержит множество правил, шагов и способов. Кому-то (мне, в частности, когда я представила себя в роли ребенка) такой подход покажется излишне формализованным. С другой стороны, есть люди, нуждающиеся в подробных пояснениях. Да и спокойное, рациональное поведение (даже если оно идет от ума) уж точно лучше жестокости, манипулирования, бессмысленных наказаний, чередующихся с подарками.