ОРИЕНТИРЫ
Альтернативная школа: диалог образовательных пространств
Принять участие в этом диалоге можно было на международной конференции в Санкт-Петербурге
В приглашении говорилось, что конференция состоится
не когда-нибудь, а в последние дни перед отпуском, когда ни о чем
серьезном и подумать невозможно. Ну о какой работе может идти речь, да
еще в Петербурге, где жизнь на время белых ночей вообще превращается
в круглосуточный уличный театр, день перепутывается с ночью, в
ухоженных императорских садах, на траве вдоль каналов лежит и сидит
праздная, разморенная солнцем публика, а зонт и ветровка, взятые по
привычке, мстительно оттягивают плечо, напоминая о полной своей
неуместности. Но оказалось, что обстоятельства времени и места
были выбраны организаторами безукоризненно. Именно в эти самые длинные
дни, когда лето похоже на школьников в пору выпуска – набрало силу и
размах, но расцвет только впереди, – лучше всего говорить о разном
школьном опыте, о свободе, возможностях, перспективах. Потому что время
такое – можно выдохнуть, улыбнуться, подумать, попрощаться с уходящим
и открыть двери для чего-то нового.
Что значит поймать кураж
Конференция по альтернативному образованию – хоть и была
девятой и международной (в ней участвовали помимо российских педагогов
специалисты из Белоруссии, Украины, США, Латвии) – отличалась
удивительно неформальным настроем. При том что на нее собрались те, кто
давно интересно и напряженно работает над построением новой школы. Одно
название чего стоит: «Прогрессивная школа: современные технологии,
критическое мышление, творчество, гражданственность, кураж». Кураж,
видите ли... Хорошо хоть впереди технологий не поставили. Как дети,
право слово. И сертификаты выдавали сразу: пришел, зарегистрировался –
и получай сертификат. Как будто не знают, каким соблазнам подвержен
человек, получивший возможность выбора и право уйти в любой момент.
Однако количество сидящих в зале практически не уменьшалось к вечеру,
как частенько бывает на помпезных форумах. Пришли те, кому
действительно интересно было общаться и спорить с коллегами. Спорили
даже об изначальных формулировках. Образование, которое ориентируется
на свежие тенденции, – прогрессивное? альтернативное? просто новое?
Новое подразумевает постоянную смену целей и ценностей вслед за
меняющейся реальностью. Прогресс требует четко обозначить вектор, а кто
из нас твердо знает, куда мы движемся? Размышлявший на эту тему
кандидат философских наук Михаил Гусаковский (Белорусский
государственный университет) вспомнил реплику времен перестройки: «Где
теперь перёд? Скажите где, и я пойду». Впрочем, Николас О.Хэн,
говоривший о традициях педагогики Дьюи, которые продолжает нью-йоркская
школа LREI, уверенно говорил о прогрессивном образовании – видимо, там,
в Гринвич Вилледже, не так сложно с определением, где зад, где перёд:
«Прогрессивное образование – это ежедневный эксперимент. У тебя или
получается, или ты идешь домой и думаешь, что нужно сделать иначе,
чтобы получилось». Его коллега из той же школы, Сергей Михельсон,
определил прогрессивное образование через четыре «с»: критическое
мышление, творчество, гражданская позиция (потребность не только брать
от общества, но и отдавать) и кураж – эти слова на английском
начинаются с одной буквы. В процессе обсуждения на секциях к английским
«си» добавились русские «с»: школа, ориентированная на ребенка, должна
быть смешной (в смысле веселой, не скучной) и свободной.
Два определения, которые во многом объясняют появление «куража» в
педагогическом контексте. Это чувство вовлеченности и увлеченности
сродни игровому состоянию, когда ты поймал волну, когда все получается,
откуда-то берутся силы, все способности и интуиция обостряются. Оно
насыщает урок и любую образовательную ситуацию новым потенциалом. И
конечно, кураж рождается только в условиях свободы.
Расширение возможностей
Альтернативная. Еще одно название школы, которая, продолжая
традиции Дьюи, строит образование на опыте ребенка и его социальной
деятельности, создает условия для индивидуальной траектории ученика в
зависимости от его способностей. Однако в этом самоназвании сквозит
противопоставление традиционной школе. Это неверно. Альтернативщики
стремятся не доказывать свое превосходство, а дополнить, расширить
возможности школы как института образования – так альтернативные
источники энергии не претендуют на то, чтобы вытеснить традиционную
глобальную сеть электростанций. К теме взаимодействия с массовой школой
так или иначе обращался почти каждый выступавший на конференции. А
утверждение, что альтернативной школе важно не замыкаться в узкой
социальной нише, тут же вызвало вопросы и споры во время «круглого
стола». Насколько востребованы ценности нового образования? Даже
бизнесу не нужно много думающих, ему нужно много потребителей. Да и
может ли альтернативная педагогика рассчитывать на широкое
распространение? Вряд ли, она «слишком живая», чтобы стать всеобщей, а
у более инертной школы есть защита – ее устойчивость. В любом случае
альтернативщики готовы к диалогу, в котором настроены убеждать коллег в
разумности своих идей, а ценности нести в массовую школу, где возможно
воспроизведение опыта – «на благо детей».
Школы и педагоги, работающие в режиме «ежедневного эксперимента»,
накопили в процессе поисков довольно много новых подходов, методических
открытий, опробовали разные возможности партнерства с социальными и
бизнес-структурами. Например, есть много прецедентов взаимодействия с
бизнесом в регионах. Предприниматели заинтересованы в PR-проектах и
хотят выглядеть социально ответственными в глазах местной власти. Но –
совет от бывалых – охотнее идут на сотрудничество не с отдельной
школой, а с сетью образовательных учреждений.
Обсуждались и чисто педагогические находки. Галлит Якубман
(образовательный центр «Участие», СПб) рассказала о том, как она в
качестве куратора трижды за учебный год, в сентябре, январе и мае,
пишет письма родителям учеников. И как этот способ взаимодействия
помогает ребенку осознать свой опыт. Иллюстрацией послужила история
очень сложного, инфантильного, эгоцентричного подростка, который до
тринадцати лет считал, что все окружающие «его не понимают». Ему даже в
голову не приходило, что он сам во многом провоцирует такое отношение.
Потребовался целый год работы, чтобы мальчик пришел к этой простой
мысли, впервые попросил помощи и сознательно стал менять свое
поведение. А катализатором послужили письма, где было собрано видение
его проблем разными учителями: «Что, они правда так считают? Все?»
Свежий взгляд
Прогрессивные школы и объединения, небольшие и
немногочисленные, могут лишь мечтать о тех ресурсах, которые доступны
массовой школе. Зато они динамичны, обладают свежим взглядом на
укоренившиеся проблемы и быстро отмечают новые тенденции.
Вот отчего так стонут учителя в последнее время? Не очень понятно, как
работать по новым ФГОСам, это новая нагрузка, которую многие
предметники взвалили на себя поверх прежних обязанностей и несут.
Стоически и поодиночке. Совершенно не обязательно так надрываться,
считает Мария Миркес (НОУ «Школа антропоники», Красноярск). Можно
распределить личностные и метапредметные результаты на всю команду
учителей, работающих в классе. Это удобнее делать, ориентируясь по
карте, где наглядно видны разные модули (взамен поурочного
планирования) и учтены формы образовательной деятельности – уроки,
погружения, проекты. Эта же карта даст наглядную картину «точек
открытости»: в какие моменты школа привлекает людей извне – родителей,
специалистов, носителей «внешкольных» практик.
Чем более открытой становится школа, тем больше она может
соответствовать веяниям времени. Тем более роль ее как главного центра
образования уже позади. Да и представление о процессе образования
серьезно поменялось в последнее время. Доктор педагогических наук Елена
Казакова (СПбГУ) говорила об этом в докладе «Edutainment – новая
реальность игровой культуры». Это, если кто не знает, пришедшее к нам
увлечение заниматься самообразованием с удовольствием и даже некоторым
шиком. Пришедшее настолько недавно, что мода на него уже есть, а
хорошего точного перевода пока нет. То ли «обучение через развлечение»,
то ли «обучение как признак качественного развлечения», но все это
длинно и суть передает плохо. Чтобы понять суть, представьте, что
желающие собираются дня на три в загородном пансионате на лекции и
мастер-классы – достойного уровня, но не скучные.
Зачем? Приятно чему-то научиться в хорошей обстановке. Особое
удовольствие – знать, что это только мой выбор: хочу – иду на семинар,
хочу – по лесу гуляю, некоторые, кстати, так и делают. Важно, что это
происходит в компании симпатичных людей. Ну и, конечно, свобода, мы
ведь изрядно стосковались по свободным форматам.
Классическая школа вряд ли сможет воспроизвести нечто подобное, да и не
нужно это. А вот понимать, какие конкурирующие площадки появляются в
образовательном пространстве, необходимо. Репетиторы, онлайн-обучение,
курсы, кружки, летние школы – все они составляют мозаичную картину
образования ребенка.
Продолжая эту тему, Мария Миркес говорила, что рядом с ребенком должна
появиться «персона, занимающаяся согласованием этих пространств». Но
прежде нужно как минимум увидеть и признать существование друг друга,
предъявить свои педагогические основания и ценности, признать за детьми
право собирать паззл своего образования. Тем более что они все равно
пытаются это делать.
...А после конференции, перебирая бесконечные вопросы, споры, реплики и
потеряв от затяжного заката чувство времени, забрела я случайно на
Заячий остров. А там на кромке берега – целый класс выпускников.
Нарядные и чуть-чуть растерянные – смеются, фотографируются и пускают
по Неве кораблики, сложенные из тетрадных листков.
P.S. Те, кого заинтересовала проблематика конференции, могут
узнать ее участников поближе.
По адресу http://schoolnano.ru/
можно познакомиться с сетью школ, которые опробуют идеи прогрессивного
образования, особенно в области естественных наук. Там же вы найдете их
разработки и условия, на которых школа может стать участником этого
сообщества. На сайте http://edu.antroponika.ru/
выложена информация об образовательных проектах «Школы антропоники».
А по этому адресу: http://www.sovsemi.ru/ –
планируется продолжить обсуждение проблем альтернативного образования в
формате видеовстреч.