ДОМАШНИЙ АРХИВ
Романс старого Блокнота
Сколь много могут рассказать о человеке его любимые стихи!
Дорогой Дмитрий, добрый вечер!
Некоторое время назад в наш храм пришел человек и передал нашему
настоятелю маленький, размером с детскую ладонь, блокнот со стихами.
Открыв, мы увидели дату – 1913 год. Было щемящее чувство… Но мы не
успели даже узнать, кто был этот человек и кому принадлежал блокнот.
Эту ценность мы решили передать вам. Каким чудом этот блокнот прошел
через войны, революции и сохранился!
Я храню открытки, детские рисунки, их милые поздравления с
праздниками... Такое странное чувство бывает: это всё уйдет с твоей
смертью... И вот этот блокнот вызвал жажду вечности.
Посылая его Вам, я чувствую, что блокнот нашел дом.
монахиня Софрония,
село Ермолино,
Ивановская область
Последнее время замечаю странное явление: многие стали бояться старых
вещей. Особенно если люди живут в новой квартире или новом доме.
Конечно, антиквариат никто не выбросит, его отдадут в реставрацию,
чтобы стулья или кресла вновь блестели. А вот старые книги, альбомы,
блокноты, какие-нибудь ветхие шкатулки и коробочки – все это
выкидывается безжалостно, без сердечного содрогания. И вовсе не от
тесноты – места в доме сколько угодно, можно на велосипеде кататься.
Выбрасывают и советское, и дореволюционное, и давнее, и не очень
давнее. При этом часто те же люди ностальгируют по пионерскому детству,
спорят о Сталине на интернет-форумах, живо интересуются своей
генеалогией, при случае вставят в разговор, что прабабушка училась в
Смольном институте, а прадедушка отличился в Первую мировую.
Как же это в нас сочетается – любопытство к истории и презрение к ее
артефактам? Объяснение этому, мне кажется, очень простое: мы стали
хорошо одеваться и комфортно жить. Сегодня в больших городах многие
женщины требуют от собственного дома того же блеска и сияния, который
встречает их в торговых центрах, бутиках, офисах и ресторанах. Теперь
нам нужна история, хорошо упакованная – то есть оцифрованная. Поэтому
старые вещи духовного порядка – книги, рукописи, записные книжки,
пожелтевшие фотографии, ветхие альбомы – стали врагами, ведь их крайне
трудно привести в гламурный вид. Они «портят картинку», нарушают
комфорт – и внешний, и внутренний, поскольку невольно напоминают об
ушедших, о смерти, о том, что мы близоруки и суетны и вся наша
«успешность» и «креативность» – это ничто перед лицом вечности.
Но, к счастью, есть еще люди, у которых рука не поднимается выбросить
что-то старинное, и они стыдливо подбрасывают эти вещи, как котят, на
чужой порог. Хорошо, если это порог музея, библиотеки или храма.
И вот перед нами маленький, с ладонь, блокнот со стихами. Кому он
принадлежал? На блокноте есть автограф владельца, его можно
расшифровать как «Н.Котов». Рядом дата – 1913 год, и приклеена
крошечная фотография. Различить что-либо на ней невозможно – она
полностью выцвела.
Получается, что составить хоть какое-то представление о человеке, много
лет носившем этот блокнот с собой, мы можем лишь по записям. А в
блокноте только стихи, несколько афоризмов и отрывков из прозы.
Много ли могут рассказать о человеке его любимые стихи? Много, если
ничего другого до нас не дошло.
На форзаце блокнота, как эпиграф ко всему последующему, красивым и
ясным почерком написано: «Отдохни над страницей поэта». Цитата не
подписана, но тогда это были слишком известные строки, чтобы их
подписывать. Полностью эти стихи Семена Надсона звучат так:
Если в сердце твоем
оскорблен идеал,
Идеал человека и света,
Если честно скорбишь ты
и честно устал,—
Отдохни над страницей
поэта.
Первые стихи, записанные в блокнот: «Слишком часто заветное слово
людьми осквернялось…» Это английский поэт Шелли в переводе Константина
Бальмонта.
На второй странице – Семен Надсон:
Если мы не вдвоем, если
я не могу
О любви тебе тайно
шепнуть,
Знай, что слово «люблю»
я в душе
берегу…
Потом Афанасий Фет, его «Фантазия»:
Мы одни; из сада в
стекла окон
Светит месяц... тусклы
наши свечи;
Твой душистый, твой
послушный локон,
Развеваясь, падает на
плечи…
За Фетом следует выписка из молодого М.Горького, броская фраза, полная
ницшеанской гордыни: «Большинство людей – пятачки, ходовая монета, и
вся разница между ними в годах чеканки…»
И тут же – «Средь шумного бала…», без упоминания автора, Алексея
Константиновича Толстого. А дальше еще одно стихотворение без подписи:
Это было давно... Я не
помню,
когда это было...
Пронеслись, как виденья,
и канули
в вечность года,
Утомленное сердце о
прошлом
теперь позабыло...
Это было давно... Я не
помню,
когда это было,
Может быть, никогда...
Я не знаю тебя... После
долгой
печальной разлуки
Как мне вспомнить твой
голос,
твой взгляд, очертанья
лица
И ласкавшие некогда
милые,
нежные руки?..
Это очень популярный в начале ХХ века романс. Его слова принадлежат
поэту Сергею Александровичу Сафонову. О себе он говорил так: «Человек,
который смеется над тем, над чем он плачет, и плачет над тем, над чем
смеется. Играет на сцене, на рояле и на мирлистоне. Пишет тушью,
фехтует и катается на велосипеде. Неоднократно поднимался на воздушном
шаре…» В 1904 году Сафонов умер 37-летним, не успев издать ни одной
книги со стихами, только в 1914 году вышел его посмертный сборник.
За романсом Сафонова – вновь Надсон:
О любви твоей, друг мой,
я часто мечтал –
И от грез этих сердце
так радостно
билось…
За Надсоном следуют «Весна» неведомого А.Алексеева («Расплескала хмель
свой нежный синеокая весна…») и стихи поэта Дмитрия Цензора:
И в обмане изменчивых
дней
Жду и верю нежданному
чуду…
Молчаливой улыбки твоей
Никогда, никогда не
забуду.
Потом идут короткие афоризмы кумиров молодежи (той, что называли
передовой и мыслящей), выписки из Тургенева, Достоевского, Шопенгауэра,
Ницше, Леонида Андреева, Владимира Короленко… Здесь же стихи
«Триумфатор» еще одного забытого поэта, Алексея Будищева, и
стихотворение в прозе «Летом» еще более забытого литератора – Василия
Величко. «Лишь порой всколышет речку сонную ветерок, ласкающий и тихий
– и в лицо повеет неожиданно аромат полыни и гречихи…»
А последняя запись в блокноте – строфа из Тютчева:
Вот тихоструйно,
тиховейно,
Как ветерком занесено,
Дымно-легко,
мглисто-лилейно
Вдруг что-то порхнуло в
окно…
Можно предположить, что владельцу блокнота было лет тридцать, не
меньше, и он принадлежал к поколению, чья юность прошла в XIX веке.
Сужу об этом по подбору авторов и по тому, что в блокноте нет ни одного
стихотворения, написанного после 1910 года. Владелец блокнота, похоже,
не успел оценить молодых поэтов десятых годов – Ахматову, Цветаеву,
Мандельштама, Северянина, Гумилева… У него даже Блока нет, как нет и
Брюсова с Бальмонтом.
По какой-то причине остались чистыми с десяток страниц в конце. А
причина, очевидно, была в 1914 годе, там было уже не до высокой
словесности. Возможно, Н.Котов не вернулся с Первой мировой, а его
блокнот сохранила женщина как память о любимом человеке (мужчины такие
лирические вещи обычно не хранят)...
Листая блокнот, невольно думаешь еще вот о чем: а что останется от нас
и нашего времени через сто лет, в 2013 году? От флешек и карт памяти,
понятное дело, ничего не останется. Боюсь, что даже чудом уцелевший
CD-диск нашим потомкам воспроизвести будет сложнее, чем нам завести
патефонную пластинку.
Получается, что простой бумажный блокнот долговечнее. Лишь бы только он
оказался в бережных руках. Лишь бы не остыла в наших детях жажда
вечности и они могли повторить за поэтом:
И в обмане изменчивых
дней
Жду и верю нежданному
чуду…