Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2013
Третья тетрадь
Детный мир

СТРАНА - КАНИКУЛЫ


Коротеева Мария

Рисовать комиксы и упражняться в философии

Детская программа Московского открытого книжного фестиваля была связана не только с книгами

Лето можно проводить как угодно, но согласитесь: не жалко потратить один день каникул на шумной ярмарке с книгами, играми, встречами, мороженым и джазом. Знакомиться, веселиться, думать об интересном – разве это не те навыки, которые хорошо бы привить с раннего детства?
На VIII Московском международном открытом книжном фестивале дети были заметнее взрослых – они с упоением осваивали новые пространства в шатрах и на улице внутреннего дворика в ЦДХ, рисовали комиксы и упражнялись в философии… 

Ковчег для счастливчиков

Еще у входа были замечены очень серьезные ребята не старше двенадцати. «Добро пожаловать!» – встречают они детей. Все на полной самоорганизации – встречают, провожают, собираются, сотрудничают. Возьмите программку! Приходите к нам в шатер! Скоро начнется встреча!
Тут можно беседовать с людьми, которые участвуют в создании любимых книг. Школьники сидели на встречах с Ириной Балахоновой, издательство «Самокат», с Анной Тихомировой из «Бампера», и кто бы мог подумать, что детям важно, какой путь проходит яркая модная книжка, прежде чем попасть к ним в рюкзачок.
Раздали десяток книжек, вручили миниатюрные микроскопы:
– Смотрите внимательно, и вы увидите множество точек, из которых складывается иллюстрация. Чтобы окрасить точку в нужный цвет, надо задать его в графическом редакторе. Картриджи у принтера одних цветов, а характеристики точки – другие…
Дети спрашивают писателя Эдуарда Шендеровича (он презентует новую энциклопедию по истории древних цивилизаций), почему на картинке египтянин ловит рыбу прямо в реке – там что, мелко? А что, инопланетяне действительно помогали строить пирамиды? А почему нет верблюдов, одни бегемоты?
– Верблюдов тогда в Египте не было, – терпеливо отвечал писатель, – а насчет инопланетян – есть версия, что инопланетяне оставили в недрах пирамид первобытный компьютер, некоторые до сих пор ищут!
Здесь никто не берет менторский тон – но и не упрощает.
Спектакль «У Ковчега в восемь» (театр «Будильник») хоть и был рассчитан на ребят постарше («Тема непростая, мы рассказываем о Боге») – но и малышня, едва переступив порог шатра, влипла глазами в сцену. Декорации простейшие: белая Антарктида, навесные пенопластовые облака и три спасательных круга, но зато в углу четверо веселых парней с гитарами, перкуссией и саксофоном играют настоящий блюз. Вот так, в стиле ритм-энд-блюза артисты рассказали о том, как люди выстраивают отношения с высшими силами, со своей совестью, друг с другом, как верят и не верят в Бога, надеются и отчаиваются.
Становилось понятно: при талантливой подаче ни одна тема не покажется ребенку сложной. К примеру, философия. Португальский ученый Тумаш Капрейро на свой философский практикум ждал исключительно маленьких детей.
Для начала ребятам предложили загадать какой-нибудь объект. Потом двухлетнюю крошку спрашивают, что она загадала, и записывают на листе. Потом спрашивают других детей – пяти, восьми, двенадцати лет. Те, кто может, пишут сами, так на листе возникают «машЫна», «птЬица», написанные пятилетними детьми.
– Что натворил! Исправь! – привычно одергивает мама, но Тумаш возражает:
– Пока они не делают ошибок в мышлении – все в порядке. Сейчас они мыслят безошибочно, а грамматика – дело наживное.
Они искали общие признаки у совершенно разных предметов. Хорошо, если это вертолет и дракон, а вот если дракон и кубик? Кое-кто из малышей предположил, что кубик, как и дракон, умеет летать.
– Ну что ж, – улыбается Тумаш, – почему бы и нет. Главное, не думать, что ты что-то знаешь наверняка.
Мысль – это то, что создается, и чем раньше это усвоишь, тем лучше.
Еще одно занятное действо на «мир здесь и сейчас» – мастер-класс по сторителлингу, проще говоря, по рассказыванию баек и историй – восхитило своей непреднамеренностью. Участвуют все, от мала до велика. Но люди не знакомы, поэтому сначала простейший театральный практикум: по кругу перебрасываем друг другу воображаемое тяжелое бревно или аккуратно, чтобы не потерять, передаем из рук в руки легчайшую пушинку. Потом сочиняем общую сказку. Наконец, объединяемся в пары: внимательно слушаем историю партнера и затем бережно рассказываем. В микрофон.
– Моя подружка Майя, которой пять лет, рассказала мне такую историю, – начинает пересказ тридцатилетний парень. Майя сидит рядом и волнуется – ей скоро тоже предстоит рассказать историю, услышанную от собеседника, а это ответственно.
Чтение книжек тоже было предусмотрено. Но для начала было затеяно небольшое путешествие. Подхватив гигантский чемодан со всякой всячиной, детвора искала, где бы поставить дом для поросенка Борьки. А потом, найдя укромное местечко, поставить домик, нарисовать пару бумажных плафонов для уюта и наконец тогда прочитать новую книжку.
Но есть и такие книги, которые сами подвигают к активным играм. Например, книга издательства «Самокат» о медведе, который любил обнимать деревья. Мельком просмотрев книгу, дети вместе с веселым аниматором Куней решили поиграть в салки-обнималки. Внутреннего дворика ЦДХ оказалось маловато – шумная стайка выплеснулась на набережную. Тогда из четырех мам и длинной веревки соорудили ринг, и тут же деревянный настил заходил ходуном: обниматься и весело, и страшно.

Если вы спешите к палатке с детской литературой

Теперь «уроки», взрослый разговор о детской книге.
Стало модно соединять ее с забавой и учебой, половина книг – со вставленными игрушками, кнопками и бусинками, задачками и учебными тренажерами. Книжка про Белоснежку то и дело прерывается заданиями: сосчитай яблоки, проведи линии, найди героя. Психологи возражают: получается не интеграция видов деятельности, а сплошная путаница, главное – обессмысливание литературного произведения. Книжки-плееры с музыкой и начитанным на компьютер текстом тоже не способствуют развитию интереса к чтению.  
Но такова политика издательств (они теперь негосударственные): инновации имеют успех на рынке, потому что родителям это нравится: ребенок развивается, а не пассивно воспринимает текст. Мол, современному ребенку скучно просто читать. Нравится родителям и точная возрастная адресация текста: «3 года», «6 лет» – не надо вникать в содержание, если экспертиза есть.
Но не вникать нельзя. Маленький мальчик спрашивает, умеет ли плакать супермен из комикса. Отвечать необходимо, ведь ребенок осваивает еще и психическое пространство жизни, наполняет свой внутренний мир. Хотим ли мы получить такой портрет: на уроках ответы потрясающие, энциклопедические мозги, а при любом удобном случае он садится в угол с электронной игрой – заполнять внутреннюю пустоту.
Что такое внутреннее наполнение? Личность, характер, воображение. Правильно – когда читательский опыт растущего человека идет впереди опыта жизни. Значит, однозначные герои, морализаторские сюжеты никому не хороши. Значит, метка «+5» еще не критерий правильного выбора книги для ребенка.
Теперь про картинки. Из всего спектра характеристик иллюстрации родители выбирают «ярко» и «крупно». Мало кто купит ребенку книжку с гравюрами. В общем, когда «эксперты» – родители, которые голосуют кошельком, получается грустно. Детям достаются какие-то книжные уродцы, причем в самое важное время – до двенадцати лет. А надо как раз наоборот.
Ценность Детской площадки Открытого книжного фестиваля еще и в том, что она дает родителям шанс удостовериться: даже самым маленьким детям надо давать сложное, но высшего качества; понемногу, но со всей искренностью.