О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Оценить качество организации работы школы можно, оказывается,
руководствуясь не только субъективным ощущением, но и используя
современные аналитические методы. Например, метод сетевого анализа. О
нем рассказывается в статье К.Ушакова
«Короля делает свита» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 5 за 2013 год).
Автор раскрывает базовые идеи и ключевые принципы сетевого анализа.
Основные положения метода, как пишет К.Ушаков, заключаются в следующем:
организацию можно рассматривать как социальную сеть. И с этой точки
зрения хорошей можно считать такую организацию, в которой много
устойчивых профессиональных связей. Если же таких связей мало, то есть
каждый работает сам по себе, в меру собственного понимания целей и
задач, если профессиональные взаимодействия редки, то такая
организация, мягко говоря, «не очень хороша». Возможно ли изменить
ситуацию и как это сделать? Об этом будет рассказано в новой серии
статей, публикация которых планируется в ближайших выпусках журнала.
«Исследования известного американского социолога и психолога
Дэвида Найвена показали, что «твердая вера в себя и свои способности
увеличивает удовлетворение от жизни приблизительно на 30% и делает
человека счастливее как в личной, так и в профессиональной
деятельности». Поэтому верьте в себя! Такова первая рекомендация,
которую дает школьным администраторам и педагогам М.Кофанова в статье «Как научиться нравиться,
или Семь практических советов по формированию позитивного имиджа школы»
(«ПРАКТИКА АДМИНИСТРАТИВНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ», № 4 за 2013 год).
Какие же еще установки и действия педагогов, по мнению автора, более
всего способствуют повышению доверия к школе? Забота об имидже, начиная
со школьной территории. «Каждый, видя пришкольную территорию, дает
собственную оценку деятельности школы в целом». Важна также установка
на выход за рамки сугубо школьных дел: «постарайтесь придать своим
проектам социальный характер… проведите праздник школы в микрорайоне, а
потом представьте широкой общественности фотоотчет». Хорошо бы
установить обратную связь и с микросоциумом, который окружает школу.
Формы организации обратной связи могут быть самые разнообразные: и
интервьюирование, и экспресс-диагностика, и заполнение оценочного
листа, и социологический опрос жителей.
Как в отношениях учителя и детей возникает эмоциональный
барьер, когда открытость и доверие к педагогу сменяются опаской,
боязнью или другими негативными эмоциями? Об этом размышляет С.Семенако
в статье «Учитель и
ученики: как создается пространство отчуждения» («НАРОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ», №?4 за 2013 год). По наблюдениям автора,
чаще всего отчуждение начинается с ошибок учителя, которые допускаются,
когда педагог видит перед собой не столько ребенка, сколько кляксу в
его тетради, неверно написанную букву. И по привычке делает ребенку
замечание в жесткой форме. Это ведет к созданию эмоционального
барьера: между учителем и учеником исчезает контакт. Отрицательные
эмоции, вспыхнув однажды, могут распространиться на других учителей, а
значит, и на школу.
Автор отмечает, что защитное, агрессивное поведение сегодня стало
характерным и для детей, и для учителей. Такая ситуация обусловлена
рядом причин, в частности распространенностью скептического отношения к
школе. Ученики в ней скучают, они не знают, куда направить свою
неуемную энергию, и поведение их становится неуправляемым. Особенно
это касается детей с повышенной степенью агрессивного поведения. Что
делать в этой ситуации педагогам? Учиться способам коррекции
агрессивного поведения. Об этих способах также идет речь в статье.
Освободиться от состояния агрессии людям помогает осмысление
собственного недовольства, неприятия, обиды. В напряженной ситуации
стоит спросить себя: «Что меня раздражает в человеке, в ситуации? Что
я не могу принять?» Конечно, при столкновении с агрессией ребенка очень
сложно сдержать сильные отрицательные эмоции. Но все же стоит
стараться придерживаться этой установки и помнить, что состояние
агрессии, пройдя пик напряжения и не найдя выхода в действиях,
достаточно быстро спадает.