Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Оценить качество организации работы школы можно, оказывается, руководствуясь не только субъективным ощущением, но и используя современные аналитические методы. Например, метод сетевого анализа. О нем рассказывается в статье К.Ушакова «Короля делает свита» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 5 за 2013 год). Автор раскрывает базовые идеи и ключевые принципы сетевого анализа. Основные положения метода, как пишет К.Ушаков, заключаются в следующем: организацию можно рассматривать как социальную сеть. И с этой точки зрения хорошей можно считать такую организацию, в которой много устойчивых профессиональных связей. Если же таких связей мало, то есть каждый работает сам по себе, в меру собственного понимания целей и задач, если профессиональные взаимодействия редки, то такая организация, мягко говоря, «не очень хороша». Возможно ли изменить ситуацию и как это сделать? Об этом будет рассказано в новой серии статей, публикация которых планируется в ближайших выпусках журнала.

«Исследования известного американского социолога и психолога Дэвида Найвена показали, что «твердая вера в себя и свои способности увеличивает удовлетворение от жизни приблизительно на 30% и делает человека счастливее как в личной, так и в профессиональной деятельности». Поэтому верьте в себя! Такова первая рекомендация, которую дает школьным администраторам и педагогам М.Кофанова в статье «Как научиться нравиться, или Семь практических советов по формированию позитивного имиджа школы» («ПРАКТИКА АДМИНИСТРАТИВНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ», № 4 за 2013 год). Какие же еще установки и действия педагогов, по мнению автора, более всего способствуют повышению доверия к школе? Забота об имидже, начиная со школьной территории. «Каждый, видя пришкольную территорию, дает собственную оценку деятельности школы в целом». Важна также установка на выход за рамки сугубо школьных дел: «постарайтесь придать своим проектам социальный характер… проведите праздник школы в микрорайоне, а потом представьте широкой общественности фотоотчет». Хорошо бы установить обратную связь и с микросоциумом, который окружает школу. Формы организации обратной связи могут быть самые разнообразные: и интервьюирование, и экспресс-диагностика, и заполнение оценочного листа, и социологический опрос жителей.

Как в отношениях учителя и детей возникает эмоциональный барьер, когда открытость и доверие к педагогу сменяются опаской, боязнью или другими негативными эмоциями? Об этом размышляет С.Семенако в статье «Учитель и ученики: как создается пространство отчуждения» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», №?4 за 2013 год). По наблюдениям автора, чаще всего отчуждение начинается с ошибок учителя, которые допускаются, когда педагог видит перед собой не столько ребенка, сколько кляксу в его тетради, неверно написанную букву. И по привычке делает ребенку замечание в жест­кой форме. Это ведет к созданию эмо­ционального барьера: между учителем и учеником исчезает контакт. Отрицательные эмоции, вспыхнув однажды, могут распространиться на других учителей, а значит, и на школу.
Автор отмечает, что защитное, агрессивное поведение сегодня стало характерным и для детей, и для учителей. Такая ситуация обусловлена рядом причин, в частности распространенностью скептического отношения к школе. Ученики в ней скучают, они не знают, куда направить свою неуемную энергию, и поведе­ние их становится неуправляемым. Особенно это касается детей с повышенной степенью агрессивного поведения. Что делать в этой ситуации педагогам? Учиться способам коррекции агрес­сивного поведения. Об этих способах также идет речь в статье.
 Освободиться от состояния агрессии людям по­могает осмысление собственного недовольства, неприятия, обиды. В напряженной ситуации стоит спросить себя: «Что меня раздражает в человеке, в си­туации? Что я не могу принять?» Конечно, при столкновении с агрессией ребенка очень сложно сдержать силь­ные отрицательные эмоции. Но все же стоит стараться придерживаться этой установки и помнить, что состояние агрессии, пройдя пик напряжения и не найдя вы­хода в действиях, достаточно быстро спадает.