Учебный год 2012/13: правительство претендует на «отлично»
А какую отметку поставили бы вы?
Итоги прошедшего учебного года подвели в Кремле. Ключевые
слова: «школа», «качество образования», «учительская зарплата». Мы
публикуем фрагменты стенограммы совещания, полностью здесь: http://президент.рф/новости/18267.
Совещание открыл
президент страны Владимир Путин:
– Повышение дохода учителей из года в год должно стать
обязательным. По итогам прошлого года средняя заработная плата учителей
сравнялась или превысила среднюю заработную плату по экономике только в
13 субъектах РФ. Подчеркну, в текущем году вопрос по зарплатам учителей
во всех регионах страны должен быть закрыт окончательно. Напомню, что с
2013 года должна заработать новая методика, призванная обеспечить
единый подход к вопросу повышения зарплаты педагогических работников.
…Теперь что касается формирования новых образовательных программ.
Сегодня и родителям, и ученикам, и учителям зачастую непонятно, что
именно войдет в тот или иной предмет. Прошу Минобрнауки вплотную
заняться содержанием примерных школьных программ.
…У ученика должен быть выбор, какие профильные предметы ему углубленно
изучать, но и государство, конечно, должно проводить осознанную
образовательную политику, исходя из интересов национального развития.
Поэтому совершенно правильно, если особое внимание мы уделим
продвижению профильного образования, связанного с точными науками.
С докладом выступил
министр образования и науки Дмитрий Ливанов:
– В заканчивающемся учебном году функционировало 46 323 школы,
из них больше половины – более 27 тысяч – это сельские школы, а из этих
сельских школ – 11,5 тысячи – это малокомплектные. В этом году в школах
учились более 13 миллионов школьников, а 1 сентября 2013 года порог
школы перешагнут около 1,5 миллиона первоклассников. Количество
выпускников общеобразовательных школ в этом году – 750 тысяч человек.
Численность работников общего образования сегодня составляет 1,2
миллиона человек, из них 1 миллион 50 тысяч – это учителя.
…По зарплате учителей: ведется тщательный мониторинг того, как
выплачивается зарплата. У нас работает «горячая линия», и мы
обязательно требуем соблюдения общих принципов в оплате труда.
Во-первых, обязательно 30% – это премиальные выплаты. Второе –
обязательное участие общественных советов, управляющих советов в
определении системы оплаты труда в конкретной школе. Третье –
заработная плата обязательно должна зависеть от интенсивности труда
педагогов. И четвертое – она обязательно должна учитывать все виды
деятельности учителя, а не только уроки, внеучебные занятия и кружки.
…Несколько слов о тех системных изменениях, которые произошли. Первое,
безусловно, это кадровые изменения. У нас все школы перешли на новый
федеральный образовательный стандарт начальной школы, и к концу 2013
года все педагоги начального образования пройдут переподготовку в
соответствии с этим стандартом. Далее, новый профессиональный стандарт
учителя. Он разработан и вынесен на общественное обсуждение. С сентября
фактически начинаем внедрение этого стандарта, но обязательно будет
установлен переходный период.
В истекшем учебном году более чем в 6 тысячах школ организовано
дистанционное обучение, а 70% школ увеличили скорость подключения к
сети Интернет. Мы ставим цель обеспечить каждому старшекласснику
возможность освоить отдельные модули с использованием дистанционных
технологий.
Также все базовые сельские школы, в которых учатся дети из других
поселков, будут обеспечены транспортными средствами, и подвоз будет
обеспечен каждому ребенку. У нас есть определенные нормы: для детей,
которые учатся в начальной школе, если расстояние более двух
километров, а для основной (старшей) школы более четырех километров –
они будут обеспечены транспортным средством.
…С 1 сентября 2013 года вступает в силу «Закон об образовании в
Российской Федерации». В связи с этим произойдет ряд серьезных
изменений. Мы планируем, что по окончании школы и при поступлении в
высшие учебные заведения будут учитываться не только учебные, но и
внеучебные достижения школьников, их успехи в творчестве, в спорте и
так далее. В сентябре нам нужно об этом объявить, чтобы правила игры
были известны заранее. Далее, новый закон гарантирует каждому школьнику
бесплатный набор учебников по всем школьным дисциплинам, и это будет
обязательно сделано. Кроме того, мы изменим процедуру экспертизы
учебников. К ней будет привлечено более широко педагогическое
профессиональное сообщество. Список учебников станет меньше, проще для
выбора, но самое важное – повысится их качество.
…В отношении содержания образования. Сейчас во всех школах действует
Стандарт 2004 года, в котором прописано всё, что относится к содержанию
образования по предмету. В новых образовательных стандартах этой
регламентации нет. На основе новых стандартов будут приняты примерные
образовательные программы. Нам необходимо, безусловно, сохранить
традиционные основы нашей российской культуры, литературы, обеспечить
преемственность школьной программы по отношению к той, которая была.
Будут учтены все требования уже нашего времени, связанные с
вариативностью, с возможностью индивидуализации образовательных
траекторий для каждого школьника.
…Важно, что с 1 сентября 2013 года каждая школа, каждое образовательное
учреждение будут выставлять самую существенную, важную информацию о
себе в открытом доступе. Это снимет бюрократическую нагрузку со школ,
поскольку существенно сократится поток отчетности. Органы управления
образованием не будут обращаться в каждую школу за теми или иными
сведениями, а будут сами брать информацию из тех открытых
образовательных ресурсов, на которых она будет размещена.
…О проблемах. Нас очень серьезно ограничивает школьная инфраструктура.
Сегодня в России более 11 тысяч школ работают в две смены, уже есть
регионы, в которых школы работают в три смены. Действительно,
демографическая ситуация изменилась, и через три-четыре года школьных
зданий будет не хватать.
Очень острый вопрос – обновление сельских школ. Образовательное
неравенство существует, и использовать современные информационные
технологии в сельской школе необходимо. Мы предполагаем сформировать
единые требования к инфраструктуре сельских школ.
В совещании приняли
участие руководители регионов
Вячеслав
Шпорт, председатель правительства Хабаровского края:
– Все школьники края обеспечиваются бесплатными учебниками,
полностью решен вопрос по организации подвоза ребят к месту учебы, 100%
школ подключены к интернету, оснащение спортивным оборудованием на
100%. …Зарплату учителям не чиновники распределяют, а специальная
комиссия: довольны школьники и довольны учителя. Средняя зарплата
учителей составляет 35 580 рублей. Практически нет дефицита кадров. А
школы, которые воспитали 100-балльников, получают сертификаты на 5
миллионов рублей. И количество 100-балльных результатов увеличивается.
Юрий Берг, Оренбургская область:
– На 100% обновлен школьный автопарк, 18% общеобразовательных
учреждений осуществляют дистанционное обучение – 39,5% школ у нас
малокомплектные, это 391 школа, 44% учащихся. Заработная плата в апреле
2013 года составила 19 938 рублей и достигла средней по экономике
региона. Уровень удовлетворенности качеством образовательных услуг со
стороны родителей повысился до 87%. А в рейтинге субъектов Российской
Федерации по итогам ЕГЭ наш регион переместился с 67-го на 12-е место.
Николай Меркушкин, Самарская область:
– За последние годы создана система государственных школ, и
сейчас основная масса школ находится полностью в ведении областного
бюджета. У нас везде в области теплые туалеты в школах и везде
централизованная система водоснабжения. …На май заработная плата
учителей составляет 24 тысячи рублей. В 2013 году новый импульс получит
направление, связанное с привлечением молодых учителей в
образовательные учреждения. А педагоги, подготовившие победителей и
призеров всероссийских олимпиад школьников и международных олимпиад,
будут получать ежемесячно в течение трех лет существенную
дополнительную оплату – от 2,5 до 50 тысяч рублей.
…Выступили также представители профессионального сообщества –
Анна Белова, директор гимназии №1514, и Любовь Духанина, заместитель
председателя комиссии Общественной палаты по образованию и науке. Оба
сообщения содержали призыв конкретизировать предметное содержание
программ на уровне федерального документа, только директору хотелось бы
еще и экзаменационные задания будущего увидеть (лет через 5–7), а то
учителя в растерянности, не знают, к чему детей готовить: «Надо, чтобы
велась работа по созданию новых выпускных экзаменов, методика чтобы
была».
А Любовь Духанина предлагала и вовсе отказаться от «примерных
программ», а разработать и нормативно закрепить обязательную часть
содержания образования. Тогда изучение того, что там написано, будет
юридически правомерно: «Это единственный способ сохранить нам единое
образовательное пространство».