Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2013
Третья тетрадь
Детный мир

ТЕРРИТОРИЯ РИСКА


Почтарева Вероника, Тутушкина Мария

Секретный друг

Ребенка облагораживает опыт тайных добрых поступков


Многие классные руководители знают, что наказание агрессоров или классные часы, направленные на «укрепление дружбы», чаще всего не имеют ожидаемых последствий. Зато стоит классу получить опыт положительных переживаний от собственных поступков, как атмосфера постепенно меняется.

«Секретный друг» – довольно простая игра, не требующая больших затрат времени на подготовку. В ней участвует весь класс в течение двух-трех недель.К нам обычно обращаются за помощью в ее проведении учителя, которых беспокоит обстановка вражды и нетерпимости в классе. Игра может быть полезна не только в подобных тяжелых ситуациях, но и, например, для класса, который только что сформирован. Мы приходим в класс и спрашиваем ребят, нужно ли помочь им стать более дружными. Ответ всегда бывает положительным, ведь дети обычно испытывают дискомфорт от чувства разобщенности. Каждый получает листок бумаги, на котором пишет свои имя и фамилию. Потом их нужно собрать, перемешать и раздать. Каждый ребенок открывает полученный листок и видит имя того, чьим секретным другом он будет в ближайшее время. То есть этому человеку он будет тайно делать что-то приятное. Игровая интрига заключается в том, чтобы угадать своего тайного друга и остаться нераскрытым самому.
Тому, кто сумеет сохранить анонимность, обещан приз. Как и самому активному и изобретательному автору добрых дел. На самом деле в конце игры призы получат все (за терпение, скромность, изобретательность...), но победители будут награждены первыми.
Очень редко встречаются дети, которые наотрез отказываются участвовать. Например потому, что придется стать секретным другом тому, кто активно неприятен. Ну что ж, заставлять никого мы на будем, но тогда ты и сам лишаешься права обрести друга.
Поскольку у детей, как правило, почти нет опыта добрых поступков, мы заводим разговор о том, что может стать для человека приятной неожиданностью: дружеское послание в соцсети, анонимная помощь, доброжелательные записки, угощение... Каждый мысленно выбирает те варианты, которые больше подходят ему.
И на ближайшие недели класс азартно включается в игру. Дети мотивированы на то, чтобы сделать однокласснику что-то хорошее (вместо прежних дразнилок и насмешек), разительно меняется фон ожиданий. Это отмечают учителя, в чьих классах проводилась игра.
Чудес, конечно, не бывает. Давно копившаяся неприязнь не сменяется лучезарной дружбой. Но вредничают ребята заметно меньше. Те, кто никогда не имел ничего общего, сближаются. И класс в целом становится более сплоченным. Один, например, после игры всем составом пошел в кино. Учительница отметила это как что-то до того момента невероятное.
Игра заканчивается, но эффект сохраняется. Она дает опыт  новых отношений и срабатывает как их запуск.