Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2013
Третья тетрадь
Детный мир

ТЕРРИТОРИЯ РИСКА


Куценко Елена

Школьная травля: перезапуск отношений

Методика, позволяющая уйти от наших привычных и неэффективных стратегий

Одна из самых тяжелых школьных проблем — травля группой детей одного несчастного. Здесь даже опытный педагог подчас не представляет, как подступиться к решению проблемы. Мы ругаем виновных, выясняем подробности, пресекаем каждый случай в режиме «ручного управления». Но все повторяется вновь...
На организованной Центром «Перекресток» в апреле конференции «Подростки в мегаполисе: технологии интеграции и адаптации» одним из самых востребованных был мастер-класс  «Метод работы со школьной травлей: Группа поддержки», где социальные педагоги Центра диагностики и консультирования РОСТ Вероника Почтарева и Мария Тутушкина рассказывали о методике, успешно опробованной в российских школах.

Не борьба, а созидание

Методика разработана психологом из Великобритании Сью Янг, которая предлагает довольно неожиданный подход к проблеме. Начать с того, что, приступая к работе, нужно отказаться от привычных терминов «жертва», «агрессор», «травля», ибо весь процесс направлен не на борьбу с травлей, а на создание дружелюбной, поддерживающей атмосферы в школе. На конструирование нормальных, доброжелательных отношений, с травлей несовместимых. Поэтому негативные проявления лучше вообще не упоминать, мы заняты другим.
Для учителей это, конечно, непросто, ведь весь прежний опыт заставляет выявить сначала «объект борьбы», а здесь он остается за скобками. Почти так же сложно отказаться и от санкций по отношению к обидчикам, от выяснения причин.

Секретная встреча

«Группа поддержки», пять–девять человек, формируется на основании беседы с тем ребенком, которого часто обижают. Во время собеседования его просят назвать нескольких своих друзей (если говорит, что друзей нет, то с кем хотел бы дружить); тех, с кем сохраняются нейтральные отношения; и ребят, в обществе которых он чувствует себя некомфортно (их мы назвали бы «обидчиками», но методика накладывает запрет на это слово).
Взрослые, организующие процесс, приглашают по два-три человека из каждой группы – друзей, нейтралов и тех, кто создает дискомфорт, – на общую «секретную» встречу. Заводят разговор о том, как часто мы помогаем другим или сами нуждаемся в помощи. И сообщают, что одному человеку из их класса хорошо бы помочь, чтобы он чувствовал себя спокойнее и счастливее.
Разумеется, это должно происходить по доброй воле. На первый взгляд кажется, что дети, сами же создавшие проблему, вряд ли согласятся. Об этом на мастер-классе спрашивали больше всего. С какой стати маленькие мучители откажутся от привычного жестокого развлечения и немедленно станут гуманистами? Но опыт показывает: когда остальные участники встречи начинают высказываться в пользу поддержки, они тоже соглашаются. На первых порах за компанию. За все время работы Центра РОСТ с группами поддержки отказался только один подросток.
Взрослые напоминают, что поддержка должна быть деятельной и легкоосуществимой. Идеи, высказываемые участниками группы, записываются. И сразу обсуждаются: «Ты предлагаешь больше общаться? Как можно это делать?» Например, вступить в переписку в социальной сети. Или пойти вместе домой после школы или на перемене в столовую. Можно просто здороваться, узнавать, как дела. Даже малейшее участие в обсуждении подкрепляется похвалой, особенно нужно поддерживать экс-агрессоров.
Все, что предлагают ребята, должно быть осуществлено, например, за ближайшую неделю.

Первые результаты

По прошествии намеченного срока происходит разговор психолога с ребенком, для которого организована «группа поддержки». Почувствовал ли он, как изменилось отношение одноклассников? Стал ли чувствовать себя комфортнее?
Нередко ребенок настолько погружен в свои обиды и переживания, что ему приходится с помощью наводящих вопросов напоминать о положительных переменах. Увеличилось ли количество друзей в социальной сети? Предлагал ли кто-то из ребят помощь?
Последующие встречи (всего не больше пяти) проходят и с «группой поддержки». Взрослые обсуждают дальнейшие шаги, спрашивают мнение ребят об изменении обстановки в классе, благодарят детей за то, что они сделали.
Обсуждение ни в коей мере не напоминает отчет: ты сделал то, что предлагал в прошлый раз? Наоборот, взрослые просят детей вспомнить все случаи поддержки. И очень часто ребята рассказывают не о своих действиях, а о поступках «коллег» по группе.
Те слова и действия, которые даются легко и имеют положительный эффект, не отменяются на следующую неделю, а наоборот, их предлагается повторить.

Эффективность и возможные трудности

По опыту автора методики Сью Янг главное достоинство заключается в том, что в 80% случаев травля прекращается сразу. Из пятидесяти организованных ею групп в сорока семи был достигнут успех. В сорока – быстро, в семи группах потребовалась более длительная работа. В трех случаях преследование не прекратилось совсем, но положение улучшилось.
Как правило, дети, входящие в «группу поддержки», меняют свое отношение к ребенку, которого раньше обижали. Если случаются рецидивы конфликтов, агрессию проявляют те, кто не принимал участия в поддержке.
К положительным эффектам можно отнести и длительный, устойчивый результат. Доброжелательная атмосфера, исключающая травлю, сохраняется и после того, как «группа поддержки» прекращает свою работу.
Кроме того, группа часто становится ядром новых, более спокойных и доброжелательных отношений. Дети, входящие в нее, начинают поддерживать друг друга, более внимательно относиться к другим одноклассникам.


Если вы решили попробовать, то

...надо учитывать, что чем дольше продолжался конфликт, тем труднее проходит процесс. Обе стороны привыкают к ненормальному положению вещей, роли закрепляются. Ребенок, которого долго обижали, уже просто не обращает внимания на улучшение отношений. Да и обидчикам труднее отказаться от привычной расстановки сил.

 ...для начала группа психологов, педагоги и родители договариваются о сотрудничестве. Все стороны должны быть информированы о методике. Поскольку участником группы поддержки может оказаться любой ученик класса, у родителей нужно попросить письменного согласия. Бывает, что семья отказывается, не хочет, чтобы их ребенок принимал участие в «группе поддержки».  Это трудно понять, но нужно уважать их решение. И учитывать при формировании группы.

...следует помнить, что иногда ребенок сам провоцирует агрессию по отношению к себе. Эти случаи требуют отдельной параллельной работы с психологом.

...двое взрослых, берущихся за подобную работу, должны быть вне ситуации, сложившейся в классе. То есть не учителя, ежедневно работающие с этими детьми, и не родители. Ведь им придется строить ситуацию с чистого листа и не переносить из прошлого предубеждения, упреки и стереотипы.

...во время встреч с «группой поддержки» дети не должны испытывать неловкости или вины за то, что ничего пока не сделали. Звучат только похвалы и благодарности, взрослые демонстрируют подчеркнуто уважительное отношение. Ведь именно в группе повышается самооценка, зарождается та атмосфера доброжелательности и уважения, которая исключит возможность травли в дальнейшем. 

...развивать первоначальный успех нужно, учитывая педагогическую ситуацию. Иногда происходит цепная реакция во всем классе. Порой необходимо подольше поиграть в «тайное общество».

...учитывайте, что методика эффективна для работы с младшими школьниками и младшими подростками. Старшие подростки не так охотно идут на сотрудничество.