О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обзор педагогической печати
Известно, что после 3–5 лет работы по специальности у людей,
особенно работающих в сфере «человек–человек», возникают
профессиональные деформации – поведенческие особенности, негативным
образом влияющие на профессиональное развитие и результаты
профессиональной деятельности.
Этой проблеме посвящена статья А.Майера «Особенности профессиональных
затруднений педагогов в процессе подготовки детей к школе описаны»
(«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ПЛЮС: ДО И ПОСЛЕ», № 3 за 2013 год).
В публикации детально описываются профессиональные деформации, которые
наиболее часто встречаются у педагогов, работающих в начальной школе, и
системы дополнительного образования.
К примеру, в начальной школе у педагогов нередко проявляется
приверженность к алгоритмизированным действиям, доходящим до штампов
и клише. Это приводит к тому, что учитель начальной школы становится
сторонником определенной технологии и в дальнейшем – ее заложником.
Еще одна часто встречающаяся у педагогов начальной школы черта –
монологизм как следствие недостаточно высокого уровня рефлексии. Это
выражается в центрации на себе, своем предмете и слабой диалогизации
педагогического процесса.
Примечательно, что для педагогов системы дошкольного образования
характерны другие профессиональные деформации. В частности, «вербализм»
– гиперобщительность, далеко выходящая за пределы коммуникабельности,
«фантазийность» – стремление за счет фантазии компенсировать разрыв
между собственным развитым воображением и становящимся, развивающимся
воображением детей. Так, воображение дошкольников не может вместить в
себя ситуацию, когда воспитатель обращается к детям на прогулке зимой:
«Дети, давайте представим, что чувствует сейчас дерево».
Также автор обращает внимание на различие в том, как учителя начальной
школы и дошкольного образования представляют себе цели предшкольной
подготовки.
Учителя начальной школы, как правило, принимают задачу выравнивания
стартовых возможностей ребят, поскольку оценивают детей преимущественно
в контексте учебной деятельности. Что касается педагогов системы
дополнительного образования, то им трудно принять подобную цель, так
как они не понимают, как можно сопоставить уровень развития разных
воспитанников.
Важнейшее условие развития детей – психологическая
безопасность среды, в которой проходит большая часть их жизни. Как
обстоят дела с психологической безопасностью среды в российских школах?
Об этом – статья И.Баевой и И.Якиманской «Мониторинг психологической
безопасности образовательной среды и качества образования в условиях
модернизации» («ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ», № 1 за 2013 год).
В статье представлены результаты комплексного исследования, в котором
участвовали младшие и старшие подростки, родители, учителя и
представители администрации школ.
Анализ полученных данных показал, что многие ребята отмечают хорошие
взаимоотношения с учителями, одноклассниками, множество возможностей
проявить инициативу и активность.
В меньшей степени школьники удовлетворены тем, как им удается сохранять
личное достоинство в условиях школы, а также – вниманием
образовательного учреждения к их личным проблемам и затруднениям. В
большинстве случаев негативные чувства, по оценке ребят, вызывают
одноклассники, которые их публично унижают, недоброжелательно к ним
относятся.
Напряжение в отношениях с учителями в большей степени связано с тем,
что педагоги принуждают школьников что-либо делать против желания
детей. Частые случаи подобного принуждения сказываются на поведении
детей. У многих ребят проявляется тенденция к уходу от контактов с
социумом: наиболее низкие результаты в ходе исследования были получены
по показателям «развитие общения» и «интерес к социальной жизни».
Наиболее высокие результаты – по показателям «организованность и
развитие произвольности» и «отношение к своим обязанностям».