Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обзор педагогической печати

В.М.Лизинский
Советы классному руководителю, воспитателю, родителям, учителю
М.: Центр «Педагогический поиск», 2011


Школа все сильнее ощущает кризис. Несмотря на многочисленные преобразования, сотрясающие ее. Хотя почему «несмотря»? Некоторые элементы модернизации еще больше усугубляют растерянность, непомерную нагрузку, ущерб, наносимый двоемыслием: делаем одно, отчитываемся за другое. А ведь для того, чтобы улучшить какую-то сторону жизни, нужно перестать делать вид, что все в порядке, а прежде всего честно перечислить то, что требует исправления.
Автор с присущим ему педагогическим и литературным талантом точно и бескомпромиссно описывает свое видение тех сторон школьной жизни, которые требуют трезвого анализа. Если мы и дальше будем поддерживать мифы о том, что школа играет «какую-то роль в социализации детей», что «воспитание в школе осуществляется системно, планомерно, всесторонне», что «школа взаимодействует с семьей», эти прекрасные утверждения не превратятся в реальность.
Если же признать, что многие воспитательные мероприятия оставляют равнодушными детей, родительские собрания вызывают тоску и ужас у родителей, что ни одна программа никогда не будет работать, если в школе не созданы режимы толерантности, стимулирования и поддержки всех и каждого», есть шанс исправить положение. К тем, кто на самом деле собирается строить «новую школу», о которой столько говорится, и обращены советы, собранные в книге. В форме размышлений о сути отношений между взрослым и ребенком. Или на основе анализа узнаваемых эпизодов из школьной жизни. Или рассыпая целые пригоршни методических приемов и решений. Эти практические идеи, позволяющие «вносить элемент чудесного в обычную жизнь», можно использовать, начиная прямо с сегодняшнего дня.

В.А.Ясвин
Образовательная среда: от моделирования к проектированию
М.: Смысл, 2001

Выражение «образовательная среда» прочно вошло в лексикон педагогов, но далеко не каждый из нас может отчетливо сформулировать, что он имеет в виду, произнося эти слова. Согласен ли он с типологией Януша Корчака или больше склоняется к «школьным типам» Лесгафта? Автор предлагает рассмотреть разные типы образовательной среды на примерах всем известных педагогических систем: Коменского, Руссо, Песталоцци, Локка, Макаренко в координатах активность–пассивность, свобода–зависимость.
Предложены параметры, по которым эксперт может оценить среду, существующую в реальной практике. Базовые: широта, интенсивность, модальность, степень осознаваемости и устойчивость. И критерии второго порядка: эмоциональность, обобщенность, доминантность, когерентность, принципиальность, активность. С примерами, позволяющими судить о том, насколько проявлено то или иное качество.
Теперь можно приступать к собственно проектированию, зная особенности структуры, учитывая возможности, принимая в расчет особенности человеческого восприятия, чтобы «обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса». Приведена матрица, на основе которой действует алгоритм проектирования: идеология, стратегия, цели и задачи, содержание образовательного процесса, технологическая, социальная и пространственно-предметная организация, экспертиза.
В последней части книги можно найти описание тренинга педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде.