О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обзор педагогической печати
В.М.Лизинский
Советы классному
руководителю, воспитателю, родителям, учителю
М.: Центр «Педагогический поиск», 2011
Школа все сильнее ощущает кризис. Несмотря на многочисленные
преобразования, сотрясающие ее. Хотя почему «несмотря»? Некоторые
элементы модернизации еще больше усугубляют растерянность, непомерную
нагрузку, ущерб, наносимый двоемыслием: делаем одно, отчитываемся за
другое. А ведь для того, чтобы улучшить какую-то сторону жизни, нужно
перестать делать вид, что все в порядке, а прежде всего честно
перечислить то, что требует исправления.
Автор с присущим ему педагогическим и литературным талантом точно и
бескомпромиссно описывает свое видение тех сторон школьной жизни,
которые требуют трезвого анализа. Если мы и дальше будем поддерживать
мифы о том, что школа играет «какую-то роль в социализации детей», что
«воспитание в школе осуществляется системно, планомерно, всесторонне»,
что «школа взаимодействует с семьей», эти прекрасные утверждения не
превратятся в реальность.
Если же признать, что многие воспитательные мероприятия оставляют
равнодушными детей, родительские собрания вызывают тоску и ужас у
родителей, что ни одна программа никогда не будет работать, если в
школе не созданы режимы толерантности, стимулирования и поддержки всех
и каждого», есть шанс исправить положение. К тем, кто на самом деле
собирается строить «новую школу», о которой столько говорится, и
обращены советы, собранные в книге. В форме размышлений о сути
отношений между взрослым и ребенком. Или на основе анализа узнаваемых
эпизодов из школьной жизни. Или рассыпая целые пригоршни методических
приемов и решений. Эти практические идеи, позволяющие «вносить элемент
чудесного в обычную жизнь», можно использовать, начиная прямо с
сегодняшнего дня.
В.А.Ясвин
Образовательная среда: от
моделирования к проектированию
М.: Смысл, 2001
Выражение «образовательная среда» прочно вошло в лексикон
педагогов, но далеко не каждый из нас может отчетливо сформулировать,
что он имеет в виду, произнося эти слова. Согласен ли он с типологией
Януша Корчака или больше склоняется к «школьным типам» Лесгафта? Автор
предлагает рассмотреть разные типы образовательной среды на примерах
всем известных педагогических систем: Коменского, Руссо, Песталоцци,
Локка, Макаренко в координатах активность–пассивность,
свобода–зависимость.
Предложены параметры, по которым эксперт может оценить среду,
существующую в реальной практике. Базовые: широта, интенсивность,
модальность, степень осознаваемости и устойчивость. И критерии второго
порядка: эмоциональность, обобщенность, доминантность, когерентность,
принципиальность, активность. С примерами, позволяющими судить о том,
насколько проявлено то или иное качество.
Теперь можно приступать к собственно проектированию, зная особенности
структуры, учитывая возможности, принимая в расчет особенности
человеческого восприятия, чтобы «обеспечивать комплекс возможностей для
саморазвития всех субъектов образовательного процесса». Приведена
матрица, на основе которой действует алгоритм проектирования:
идеология, стратегия, цели и задачи, содержание образовательного
процесса, технологическая, социальная и пространственно-предметная
организация, экспертиза.
В последней части книги можно найти описание тренинга педагогического
взаимодействия в творческой образовательной среде.