Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2013
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ


Чаплыгина Нина

Образование в детском саду. Как оценить результаты?

Три ответа на непростой вопрос

В середине мая в Москве прошла большая конференция с международным участием «Дошкольное детство: доступность и качество образования». Речь шла о переменах, которые ждут детские сады, – реформа образования добралась и до них. 

И тут оказалось, что повторить школьную модернизацию волевым усилием и в приказном порядке в среде педагогов-дошкольников не удается. Во-первых, квалифицированные психологи стоят стеной за полноценное проживание дошкольником детства, без натаскивания на учебные результаты. И это они инициируют многочисленные обсуждения на разных площадках. 
Во-вторых, педагоги-дошкольники совершенно иначе реагируют на ситуацию, нежели учителя: отвергают, напоминают печальный опыт «школьников», предлагают свое – авторитет уже наработанных в стране практик развития детей в детских садах высок, и изменение каждого норматива проходит с боем. То есть чиновники просто вынуждены садиться за стол переговоров, выслушивать другую сторону и в чем-то уступать.
Несколько зарисовок с конференции.
Вопрос об оценивании результата:
– Когда вы говорите, что тестирования и проверки детей исключены, какие тому гарантии? И про ЕГЭ говорили, что результат ребенка не будет влиять на оплату труда и оценку учреждения, однако…
Ответ Ирины Бурлаковой, завкафедрой дошкольной педагогики МГППУ:
– В Законе «Об образовании» аттестация детей не предусматривается совсем, читайте ст. 64: «Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся». Но и недооценивать серьезности происходящего тоже нельзя.
Новый стандарт обращен к результатам, и этого не обойти, хотя ни результаты, ни сам ребенок не могут быть критерием оценивания. Важно понимать, что результаты нам нужны как целевые ориентиры для изменения образовательной работы, для коррекции программ под нужды отдельного ребенка.
Ответ Виталия Рубцова, ректора МГППУ:
– Вопрос качества образования и его оценки многогранный. Это не только доступные программы, комфортная образовательная среда, но и содержание, ориентированное на разные категории детей. Чтобы оценивать не самого ребенка, а условия, пространство возможностей, где он совместно со взрослым движется в образовательной траектории, важно понять: взрослый и ребенок составляют общность. Это единица образовательного процесса. Важно оценивать совместную работу. Никак иначе, потому что зона ближайшего развития ребенка зависит от взрослого.
Ответ Владимира Собкина, директора Института социологии РАО: 
– Все, что делают с ребенком в детском саду, – одевают, кормят, водят на прогулку, – абсолютно все есть педагогическая деятельность. Но об оценке. Она нужна, чтобы принимать верные управленческие решения, чтобы развиваться. Однако на каждом уровне управления свой предмет деятельности. На уровне педагога это работа с детьми, а не мониторинговая деятельность. Он не должен ходить и фиксировать свою деятельность, но оценка ему совершенно необходима. Тем больше, чем больше он погружается в свою деятельность. Ходить-смотреть-мониторить должны консультанты, психологи, может быть. С одной целью – благоприятствовать развитию образовательной среды.
Вопрос об оценивании труда педагога:
– Больше всего у родителей страхов, что все будет, как в школе. Формально. И критерии оценки заменят воспитателям детей…
Ответ Татьяны Волосовец, директора Института психолого-педагогических проблем детства РАО:
– Мы знаем, часто родители по-своему понимают уровень профессионализма работников детского сада: это, мол, не соответствие категории, а умение работать с детьми. В связи с чем ожидания по поводу реализации стандарта вызывают у них тревогу. Например, если здоровье детей будут оценивать по санитарным нормам, а не с учетом психологического состояния детей – это не будет, с точки зрения родителей, адекватным отношением к ребенку. Так что представления родителей в основном здравые, и мы будем опираться на них в работе по составлению стандартов и критериев оценки труда педагогов. А вы, педагоги, должны помочь родителям понять устройство воспитательно-образовательного процесса в детском саду и рассказать, как они могут участвовать в управлении. Тогда дошкольное образование не потеряется в системе общего.