Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2013
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ


Кожурина Людмила

ЕГЭ в режиме ЧП

Так что же должно быть сделано, чтобы ситуация экзаменов перестала быть нашим ежегодным стихийным бедствием?

Аттестация-2013 сразу пошла «не так», и отовсюду зазвучали голоса негодующих на школу, на учителей, на министерство, на детей, на форму экзамена – благо сезон. Главная претензия –
почему ничего не сделано?!

И они пришли, проблемы ЕГЭ, которые Рособрнадзор до поры до времени удерживал на привязи, мол, «не без отдельных нарушений, но в рамках закона».

С утра – истерический хохоток аттестуемых, беготня и окрики ответственных, днем – сообщения в СМИ о скандале с выложенными в интернет сканами, вечером – мнения экспертов о неистребимой безалаберности и вороватости населения страны. И конечно, призывы: отменить результаты нечестного экзамена, поймать виновных и посадить на 10 лет, натыкать еще глушилок и камер наблюдения, а лучше – закрыть все соцсети на период экзаменов. Противники ЕГЭ тоже высказались: не пора ли назад, к доброму устному экзамену у преподавателя, субъективность которого на порядок безопаснее объективности ЕГЭ, ведь технические возможности для списывания таковы, что несчастный мобильник – вчерашний век.
На следующий день для предотвращения списывания по требованию министерства все заготовленные (и уже проданные детям за 500 рублей) варианты ГИА по математике были перемешаны и так созданы новые работы. Об этом СМИ моментально рассказали, но взволнованные дети быстро успокоились, получив утром бланк: лишь одно задание было «не то».
Такая вот «дубина народной войны, не спрашивающая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью… гвоздила» – признаем уже: нужна не борьба со средствами списывания, а ситуация, когда списывать будет бессмысленно.
Бессмысленно не только для ученика, но и для учителя, директора, муниципалитета, региона. Тут нужно только политическое решение: не оценивать результаты образования по оценкам детей. Дети зарабатывают результаты для себя. Дайте другой национальный мониторинг, не отражающийся на судьбах детей.
Второе – нельзя мириться с ситуацией «ребенок у последней черты»: сейчас или никогда, все или ничего. Одноразовый безальтернативный ЕГЭ – пытка, а не испытание. Но разговоры о независимых центрах тестирования, где – пусть и за свой счет – ребенок мог бы проверять свои знания в течение всей весны, за три года их ведения увяли, как и разговоры о добровольности. Зато активно обсуждается идея довеска к результату ЕГЭ: портфолио (внеучебные достижения), балл аттестата. Это очень хорошо, потому что отчасти снимает конфликт интересов: выпускник боится, что тест не оценит его по заслугам; школа в шоке оттого, что цена ее внутренней отметки ничего не значит. А школа ведь не только и не столько про ЕГЭ. Или мы не хотим многообразия образовательного процесса? Этот вопрос в компетенции министерства.
Третье – ситуация внутри нас. Мы что воспитываем абсолютизацией ЕГЭ? Уже все к нему адаптировались, научились подгонять себя под результаты оценивания. Воспринимать других в качестве инструмента для достижения результата. Отказались от ценности неизмеримого – и по отношению к лучшим все больше «проваливаемся».
Не факт, что таким образом формирующаяся этика наших учеников приведет общество и каждую отдельную личность к нормальной жизни.
Время дискуссий об улучшении ЕГЭ прошло – нужны грамотные решения.