Школа без Лозинга
О чем свидетельствует история с увольнением одного из лучших российских директоров
1 июня – Международный день защиты детей. В нашем государстве
немало структур, ведомств, организаций, которые занимаются вопросами
охраны детства. И часто они действуют так, что плачут от их решений и
дети, и взрослые. Дело даже не в законах, а в том, что наш культурный
код силового, а не правового типа. На любом уровне отношений мы
предпочитаем агрессивное навязывание договору равных. В частности, по
закону участниками образования являются учителя, дети и родители.
Чиновники – не являются. Но именно они диктуют, решают, распоряжаются.
Наш сюжет о том, как у детей и учителей, которые были защищены в своей
школе от произвола и невежества, отняли любимого директора.
«Моя директорская судьба не оригинальна: самобытным школам здесь не
место»
Директор знаменитой гимназии №42 города Кемерово Вячеслав
Рудольфович Лозинг подал заявление об уходе, опубликовал обращение к
ученикам и родителям на сайте школы www.g42.ru
в разделе «Объявления».
Приказ уже подписан начальником управления образования Ниной Черновой.
Тот факт, что сделал он это 15 мая, а не на каникулах, вовсе
не означает возможность попятного хода: «Я действительно принял решение
уйти с должности директора и возвращаться не намерен. Сейчас необходимо
закончить учебный год, успешно сдать экзамены, провести выпускной. Я
эти задачи выполню, и все. Поэтому бороться за мое восстановление не
нужно. Однажды такое восстановление в октябре 2012 года уже состоялось
по требованию губернатора Кузбасса А. Тулеева. Второе восстановление
будет уже фарсом. Проблема не в том, чтобы спасти меня или последнюю
школу развивающего обучения в Кузбассе, проблема значительно шире», –
пишет Лозинг в фейсбуке.
И говорит о контрреформации образования: повсеместно
проводится унификация школ на базе примитивизации, все мало-мальски
индивидуальное изгоняется, прежде всего люди, обладающие мышлением как
ключевой компетентностью постиндустриального общества. Чиновникам нужны
«нормальные» работники, способные исполнять в день по 20 письменных и
устных указаний любого качества (к размышлению: за год школа Лозинга
пережила 47 проверок, включая прокурорские). Такова тенденция: мыслящие
люди стране не нужны, а «отдельных головастиков», как пишет Вячеслав
Лозинг, будут растить в отдельных, подконтрольных власти
образовательных организациях. Ну а массовая муниципальная школа пусть
катится в никуда.
Плохие и хорошие следователи
Просвещенные люди, если так можно сказать о модернизаторах
российской системы образования, испытали шок от такого известия. Они,
конечно, всюду разослали письма протеста, Путин и Медведев уже в курсе.
Все аргументы чистой воды: в Законе «Об образовании» декларируется…
ФГОС устанавливает… личностное развитие… самостоятельность ОУ…
экономика знаний…человеческий капитал. Ну, в самом деле – известная
школа, хорошие результаты ЕГЭ, прекрасные лонгитюдные замеры (Лозинг
директорствует 24 года) – а взяли и выдавили талантливого человека из
образования. И это ведь не комарик укусил, это отчетливый сигнал на
обнуление гуманистических идей, уже зафиксированных в государственных
документах.
Но здравомыслящие люди удивились не сильно. Давно уже слышно:
к «Закону», который начнет действовать в сентябре, готовится 200
подзаконных актов – «это еще не окончательный документ». Или ФГОС:
приняли, но: «Он будет изменяться вслед за законом» – сказал Алексей
Майоров, заместитель руководителя аппарата комитета по образованию. На
днях он пришел из Госдумы в ученое сообщество с мемом
«бессодержательный стандарт»: надо, мол прописать предметное содержание
в стандарте, вплоть до расчасовки. А то ведь в законе декларируется
связь стандарта с контрольно-надзорными требованиями, а если содержание
не прописано, то кто, кроме Рособрнадзора, имеет право сказать, что не
тому учат? Это у чиновников само собой: в школе учат для проверок,
удобно должно быть проверяющим.
Тема настолько больная, что свернем с нее на тропинку. В
«казусе Лозинга» немалую роль сыграли любители удобств другого толка,
«простые люди», часть родителей, которых раздражала активность школы и
сильное влияние на детей – «хотим простолюдинскую школу». Напрягаться,
поддерживать развитие своих детей не хотим. Хотим просто жить. Но
другой школы в пригородном микрорайоне Лесные Поляны не было.
Тут на ум приходит другой недавний конфликт: директор
муниципальной школы в Челябинской области устроила голодовку по поводу
своего увольнения из-за того, что она переусердствовала с православной
культурой (и часов много выделила, и батюшки шастают туда-сюда, и
символика на стенах в изобилии). Так вот конфликт местные власти
разрешили тем, что стали строить для нее православную гимназию.
В Кемерове тоже о конфликте знали, но навстречу Лозингу не
пошли: в тренде сегодня вовсе не развивающее образование. Читай: не
ФГОС, не новый Закон, а единый учебник, школьная форма, ГТО (в новом
изводе ВФСК), список «100 книг». Большая власть убедительно показывает
младшей, что делать и кто виноват.
Уточнение маршрута
Да, сырьевая экономика, и от населения власти ничего не надо,
оно висит у нее на шее, кроме тех, кто добывает и охраняет. Зачем
человеческий капитал, если есть природные ресурсы. Социальные лифты не
работают, все ответственные места заняты или забронированы.
Меритократии (власти достойных) не предвидится. Умных и просто внятных
граждан девать некуда. Сегодня это понимают все, так что муниципалам
никаких особых команд давать не надо – сами все зачистят. А законы и
стандарты – это для блезира, так что все субъекты давно доложили, что
перешли на новые стандарты.
Цинично? Да, идет искажение ценностей, массовое искажение
отношений. Лозинг спокойно покидает школу, которая в его представлении
уже не может спасти ни учителя, ни ребенка от зашкаливающей кривизны
жизни.
Ведь если – цитирую статус в фейсбуке другого директора, еще
не уволенного: «Ни близость к губернатору, ни участие в крупном
социально-экономическом проекте территории, ни многолетний его
авторитет, ни даже методологическая осредствлённость мышления не
гарантировали Лозингу возможность делать свое дело, то что может быть
гарантией?»
А ничего. Потому что таков наш родной посконный стиль
управления. Дело вашей жизни? Отнимем. Вы умеете, у вас получается?
Запретим. Вы хотите – а вот фиг вам. Ах, не хотите – заставим. Это у
нас как-то глобально, от семьи до президента. Так что лично я,
например, никаких писем поддержки не подписываю: как бы хуже не
сделать. Больше смысла вижу в предложениях участников обсуждения «уйти
из-под» – из госсектора в частный или от учредителей Минобра – под
крыло учредителей Минэкономики или Минпромышленности, мало ли, закон
теперь разрешает; из наших ОУ – в фирменные зарубежные. Раз уж строить
новое образование внутри старых государственных структур совершенно
невозможно…
И все- таки
письмо в защиту
Для объективности картины приведу один из вариантов письма во
власть по поводу увольнения Лозинга. Из соцсетей, автор – Михаил Кушнир:
«С 70-х годов прошлого века в отечественном образовании с
разной интенсивностью и направленностью идут постоянные реформы. Особое
место в этом процессе занимают 90-е годы, когда на переломе эпох был
принят один из самых прогрессивных законов – Закон «Об образовании».
После этого начался самый неординарный этап развития образования,
когда, с одной стороны, финансирование школ почти прекратилось, зато
они были практически свободны от мелочного внимания органов управления.
По мере появления финансирования возвращался все более
мелочный контроль и прямое управление вопреки декларированному в законе
распределению полномочий. Более того, внедрение информационных
технологий пошло по пути усиления надзора за деятельностью школ, а не
по пути оптимизации трудозатрат работников школы. С опорой на
информационные технологии придумываются все более экзотические критерии
успешности и навязываются различные умозрительные управленческие
модели. Все больше директоров, на опыте доказавших свои модели
построения школы, вынуждены либо отказываться от них в угоду новой
стандартизации и вопреки законному праву на собственную образовательную
модель, либо увольняться.
Проблемы, которые беспокоят отечественное образование, точно
так же стоят и перед всеми развитыми мировыми державами. Природа
кризиса в том, что старая модель системы образования, призванная
обеспечить массовую ликвидацию безграмотности, устарела, т.к.
поставленная перед ней задача была решена к середине прошлого века. Но
мы продолжаем поправлять старую модель, когда необходимо строить
принципиально новую. Поэтому критически важен опыт лучших школ, которые
сейчас подвергаются наибольшему давлению. При такой политике неизбежно
вымывание из государственной школы лучших кадров и формирование новой
системы образования за рамками государственного. Со всеми вытекающими
последствиями для государства...»