Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Каждый день учитель выставляет оценки. Но часто ли мы задумываемся, в чем смысл оценочной деятельности, как она возникла и для чего необходима человеку? С этих вопросов начинается статья профессора педагогического колледжа Университета штата Аризона Джейса Пола Джи «Деятельность человека и социальные группы как естественная среда оценивания: размышления об обучении и оценке в XXI веке» («ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ», № 1 за 2013 год).
Занимаясь определенной деятельностью, пишет Дж.П.Джи, каждый человек время от времени задается вопросом: в какой степени то, что я сделал, приблизило меня к конечной цели? Это и есть оценивание. А далее автор ставит вопрос: откуда мы знаем, являются наши действия достаточно хорошими или нет? Современные научные исследования показали, что понять это человеку позволяет определенная система ценностей. И что еще важно – как правило, эта система ценностей (оценочная система) создается не самим человеком, а берется из практики какой-либо социальной группы, которая выработала для себя определенные нормы. И только когда человек принимает нормы конкретной группы, осознает себя ее членом, оценивание обретает для него смысл (внешнее оценивание для новичка – необходимый элемент освоения новой деятельности)…
Но что все это означает для школы? Ведь в школах дети приобщаются не к социальным практикам, а к формализованным знаниям. Поэтому и оценивание тоже оказывается в сильной степени формализованным. Дж.П.Джи уверен: эта ситуация будет меняться, поскольку в условиях формализованного оценивания невозможно построить обучение, которое «моти­вирует к вовлеченности, созидательной деятельности и решению проблем».
Приметы перемен можно видеть уже сейчас. Например, все чаще в школах используются образовательные методики, имитирующие практики реальной жизни.
Автор прогнозирует, что меняющаяся социальная среда будет сильнее подталкивать школу к подобным изменениям. Так, в разных областях (цифро­вая видео­съемка, видеоигры, робототехника, аниме, ди­зайн одежды) появляется все больше сообществ молодых профессионалов-любителей. В пространстве этих сообществ активно идет обучение новым навыкам. Автор приводит пример, как сельская школьница с помощью виртуального сообщества сначала научилась создавать модели одежды для героев компьютерной игры, а потом открыла в интернете свой магазин. По мнению Дж.П.Джи, учителям стоит обратить внимание на такого рода прецеденты.

Некоторые учителя испытывают беспокойство, когда замечают, что у ребенка по неясным для них причинам проявляется сильное желание остаться одному. Все ли с ним в порядке?
На самом деле потребность в уединении естественна для взрослеющего человека. Она – важный показатель его социального и индивидуального развития, считают психологи. Почему так важна реализация этой потребности? Об этом рассказывается в статье Н. Шкуричевой «Я хочу побыть один» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 4 за 2013 год).
Автор подчеркивает, что уединение является одним из главных условий для нормального протекания многих значимых для становления личности процессов. Например, рефлексии над собой, осмысления своих поступков и желаний, осмысление социума и своего места в нем, отношения к самому себе и к миру.
В статье представлены результаты исследования, посвященного особенностям проживания уединения в младшем школьном возрасте. Оказалось, что потребность в нем очень значима для многих детей и перспектива ее неудовлетворения вызывает бурную эмоцию протеста вплоть до агрессии. Выяснилось также, что уединение позволяет расслабляться 28% респондентов: «Люблю смотреть в окно», «гуляю и думаю о природе», «люблю просто побыть один», «хочется посидеть в тишине…» Также оно необходимо и для предметной деятельности, связанной с определенным типом занятий – 21%: «Чтобы поиграть», «порисовать», «собирать пазлы», «пошить одежду для кукол». Для диалога с вымышленным «другим Я» – 15%: «Придумываю друга, и мы обсуждаем с ним разные темы, я спрашиваю у него: «Как у тебя дела?» Для самопознания, рефлексии – 11%: «Чтобы задуматься о чем-нибудь в себе – в школе этого нельзя сделать».