О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Каждый день учитель выставляет оценки. Но часто ли мы
задумываемся, в чем смысл оценочной деятельности, как она возникла и
для чего необходима человеку? С этих вопросов начинается статья
профессора педагогического колледжа Университета штата Аризона Джейса
Пола Джи «Деятельность
человека и социальные группы как естественная среда оценивания:
размышления об обучении и оценке в XXI веке» («ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ», №
1 за 2013 год).
Занимаясь определенной деятельностью, пишет Дж.П.Джи, каждый человек
время от времени задается вопросом: в какой степени то, что я сделал,
приблизило меня к конечной цели? Это и есть оценивание. А далее автор
ставит вопрос: откуда мы знаем, являются наши действия достаточно
хорошими или нет? Современные научные исследования показали, что понять
это человеку позволяет определенная система ценностей. И что еще важно
– как правило, эта система ценностей (оценочная система) создается не
самим человеком, а берется из практики какой-либо социальной группы,
которая выработала для себя определенные нормы. И только когда человек
принимает нормы конкретной группы, осознает себя ее членом, оценивание
обретает для него смысл (внешнее оценивание для новичка – необходимый
элемент освоения новой деятельности)…
Но что все это означает для школы? Ведь в школах дети приобщаются не к
социальным практикам, а к формализованным знаниям. Поэтому и оценивание
тоже оказывается в сильной степени формализованным. Дж.П.Джи уверен:
эта ситуация будет меняться, поскольку в условиях формализованного
оценивания невозможно построить обучение, которое «мотивирует к
вовлеченности, созидательной деятельности и решению проблем».
Приметы перемен можно видеть уже сейчас. Например, все чаще в школах
используются образовательные методики, имитирующие практики реальной
жизни.
Автор прогнозирует, что меняющаяся социальная среда будет сильнее
подталкивать школу к подобным изменениям. Так, в разных областях
(цифровая видеосъемка, видеоигры, робототехника, аниме, дизайн
одежды) появляется все больше сообществ молодых
профессионалов-любителей. В пространстве этих сообществ активно идет
обучение новым навыкам. Автор приводит пример, как сельская школьница с
помощью виртуального сообщества сначала научилась создавать модели
одежды для героев компьютерной игры, а потом открыла в интернете свой
магазин. По мнению Дж.П.Джи, учителям стоит обратить внимание на такого
рода прецеденты.
Некоторые учителя испытывают беспокойство, когда замечают, что
у ребенка по неясным для них причинам проявляется сильное желание
остаться одному. Все ли с ним в порядке?
На самом деле потребность в уединении естественна для взрослеющего
человека. Она – важный показатель его социального и индивидуального
развития, считают психологи. Почему так важна реализация этой
потребности? Об этом рассказывается в статье Н. Шкуричевой «Я хочу побыть один» («ДИРЕКТОР
ШКОЛЫ», № 4 за 2013 год).
Автор подчеркивает, что уединение является одним из главных условий для
нормального протекания многих значимых для становления личности
процессов. Например, рефлексии над собой, осмысления своих поступков и
желаний, осмысление социума и своего места в нем, отношения к самому
себе и к миру.
В статье представлены результаты исследования, посвященного
особенностям проживания уединения в младшем школьном возрасте.
Оказалось, что потребность в нем очень значима для многих детей и
перспектива ее неудовлетворения вызывает бурную эмоцию протеста вплоть
до агрессии. Выяснилось также, что уединение позволяет расслабляться
28% респондентов: «Люблю смотреть в окно», «гуляю и думаю о природе»,
«люблю просто побыть один», «хочется посидеть в тишине…» Также оно
необходимо и для предметной деятельности, связанной с определенным
типом занятий – 21%: «Чтобы поиграть», «порисовать», «собирать пазлы»,
«пошить одежду для кукол». Для диалога с вымышленным «другим Я» – 15%:
«Придумываю друга, и мы обсуждаем с ним разные темы, я спрашиваю у
него: «Как у тебя дела?» Для самопознания, рефлексии – 11%: «Чтобы
задуматься о чем-нибудь в себе – в школе этого нельзя сделать».