О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
Энтони Вулф
Чадо или чудовище?
СПб.: Питер, 2012
Практически все родители и учителя, имеющие дело с подростками, знают,
какими невыносимыми могут быть эти дерзкие, своевольные, вечно врущие и
требующие то одного, то другого «чудовища». Кстати, проблема набрала
силу буквально за несколько последних десятилетий. Из-за того, считает
автор, что подростки перестали бояться взрослых. Нам нужно учиться
налаживать отношения без принуждения, и единственный путь –
понять причину подростковых выходок.
В каждом человеке живет «Я-ребенок», капризный, упрямый, эгоистичный, и
«Я-взрослый», рациональный, сдержанный, ответственный. Подросток пока
не умеет сдерживать своего внутреннего «ребенка» (и хочет при этом,
чтобы его воспринимали как взрослого), это нормальный этап
психологического развития. Беда в том, что его проявления пробуждают
«ребенка» и во взрослом. Они бессмысленно ссорятся, настаивая каждый на
своем.
Задача родителей и педагогов заключается в том, чтобы разумно
сопровождать взросление: оставлять пространство для подросткового
«ребенка» и помогать пробудиться его «Я-взрослому». Автор рассматривает
многие проблемные ситуации и показывает, как мы можем реагировать в
русле этой стратегии на хамство, например, или на отказ выполнить
простейшую просьбу.
Рекомендации даны вполне конкретные. Когда и как замолчать? Как
научиться уважать их бессмысленные поступки? Как выглядит договор без
условий? Как выразить свое возмущение, не разрушая отношений? Можно
найти советы и для наиболее типичных и трудных проблем: безмерное
увлечение гаджетами, неприятности с учебой, депрессия, употребление
алкоголя и наркотиков.
В одной из глав можно найти своеобразный «подростково-родительский»
словарь с пояснением, что стоит за часто произносимыми фразами: «Это
несправедливо», «Ты никогда...», «А другим родители разрешают».
И если мы, сохраняя позицию мудрого взрослого, сумеем достойно
выдержать все трудности и искушения, то усилия будут вознаграждены. Об
этом – в последней главе «Конец подросткового периода».
В.М.Лизинский
Новый учитель для хорошей
школы
М.: Центр «Педагогический поиск», 2012
Хороший ли я учитель? Вопрос этот задавал себе хоть однажды каждый из
нас. При невероятном количестве желающих оценить учителя, изобилии
аттестационных требований и стандартов, доверяет педагог прежде всего
собственной оценке. Но для полноценного анализа своих профессиональных
качеств хорошо бы иметь какую-то «линейку», сверяясь с которой можно
было бы отсчитывать свои достоинства и провалы. А лучше – не
одну, а несколько. Тогда из многих критериев можно выстроить свой
идеальный образ и к нему потихоньку двигаться.
Автор дает свою шкалу измерения. Используя ее, можно определить высоту
своего профессионального уровня. Самостоятельно, вдумчиво, не испытывая
дискомфорта от несправедливости внешней оценки.
На шкале пять отметок. Ну очень плохого и просто плохого учителя
пропустим, это не про меня. Хотя... один-два пункта... Вот средний,
потом хороший, отличный. В каждом списке находится то, что заслуживает
уверенного плюса, что-то помечаешь минусом. Но главное, есть пункты, о
которых никогда не думалось как о характеристике именно учительской
составляющей.
Уже в названии автор подчеркивает, что речь идет о новой школе, духу и
содержанию которой должен соответствовать учитель. Поэтому подробно, с
упоминанием важных для жизни школы деталей, описаны разные пространства
школы и возможности для профессионального роста и разноплановой
деятельности учителя.