КРУГ ВОПРОСОВ
Рейтинг сайтов, рейтинг школ...
Данные последних исследований свидетельствуют о новых образовательных тенденциях
14 мая в информационном агентстве «РИА Новости» обсуждали
результаты сразу двух значительных рейтингов, составленных «Социальным
навигатором», – российских школ повышенного уровня и информационной
открытости сайтов школ. Совокупно в двух исследованиях приняли участие
32 региона России – без участия Москвы и Санкт-Петербурга. И вот какая
вырисовывается картина…
Как учат в
хороших школах
Результаты рейтинга школ повышенного уровня озвучил
исполнительный директор Межрегиональной ассоциации мониторинга и
статистики образования Марк Агранович:
– В выборку вошли 940 школ повышенного уровня из 24 регионов страны.
Почему именно повышенного? Это школы, куда все родители хотят отдать
детей. Как правило, школы «с погонами», особым именем, статусом,
званием. В таких школах сегодня учится каждый пятый ребенок. Но все ли
школы соответствуют заявленному уровню, заслуживают ли особого
финансирования?
В расчет брались возможности развития (индивидуальные планы,
дополнительные услуги и необразовательная деятельность); результаты
обучения, включая не только средний балл ЕГЭ, но и участие в
олимпиадах, дифференциацию результатов у учеников; условия обучения:
безопасность, интернет, социальная однородность учащихся; доступность:
стоимость услуг, наличие детей из других микрорайонов, поддержка детей
с ограниченными возможностями, информационная открытость.
Школы были разбиты по специализации: физико-математические,
гуманитарные, языковые, технологические, художественные, спортивные.
В результате в первую полусотню вошли 17 регионов из 24, и это значит,
что регионы хотя бы примерно выровнены по количеству сильных школ.
Наилучшими по возможностям индивидуального развития ребенка оказались
Самарская и Томская области. По образовательным результатам – Томская,
Вологодская, Ульяновская области. По условиям обучения – Калужская и
Новосибирская области, Ямало-Ненецкий автономный округ. По доступности
лидируют Вологодская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий
автономные округа.
Наиболее высокие учебные результаты показывают школы
естественно-научного и физико-математического профиля. Лучшие
возможности развития личности дают художественные, спортивные и
технические школы. Лучшие условия обучения – физмат,
естественно-научное и языковое направления. Наиболее доступное – в
спортивных и языковых, при том что этих школ много меньше, чем
гуманитарных.
Школы небольших городов успешно конкурируют со школами областных
центров. Также не было замечено корреляции между условиями и
образовательными результатами: и в школах, где туалет на улице и
добраться до нее можно только на лошади, есть свободные, счастливые,
хорошо наученные дети. Профиль тоже не делает погоды в общих
результатах ЕГЭ. И еще интересный тренд: социально неблагополучные дети
и инвалиды никому показателей не снижают. На показатели результатов
оказывают большое влияние дополнительные, необразовательные услуги –
пение, кружки, танцы и прочее.
Ну а самый шокирующий вывод такой: из 940 школ в 359 ЕГЭ по математике
меньше 50 баллов, более 20% физматшкол тоже не набирают 50 баллов по
математике.
Общий график нарисовался такой: небольшая плотная верхушка –
школы-звезды, потом длинный отрезок ровного уровня и короткий нижний
хвостик, который вызывает опасения. С одной стороны, ничего особо
нового: образование там хорошее, где школа позволяет себе разного рода
активности ради лучшего обучения детей. Где школа открыта обществу, в
том числе внешним исследованиям.
А вы готовы участвовать в
рейтинге школьных сайтов?
Исследование, посвященное информационной открытости школ,
освещала ведущий научный сотрудник Института развития образования НИУ
ВШЭ Татьяна Мерцалова:
– Предложение регионам принять участие в рейтинге было озвучено осенью
2012 года, но согласились далеко не все. Кто-то не до конца готов, у
кого-то реструктуризация сети, кто-то открыто говорит: не вижу смысла
сопоставлять регионы, не собираюсь нагружать директоров дополнительной
работой.
Люди всюду видят очередной инструмент для оценки школ. Но этот рейтинг
ставил другую задачу: показать лучшие практики информационной
открытости школ. Так что 1117 сайтов общеобразовательных учреждений,
выведенных на исследование, – это не все, а только лучшие 10% сайтов от
каждого региона. Но и они требования законодательства реализуют в
лучшем случае на две трети.
Например, 93% школ решили результаты проверки школы на сайт не
вывешивать, несмотря на требование закона. Выбор информации для
размещения в основном хаотичный. Результаты есть, планов и программ не
афишируют; программа вывешена подробно, результатов нет; указаны
контакты всех учителей, а форум не работает; поступление освещают, а
платные услуги прячут; лицензия и аккредитация есть, а устав не
оцифрован. Замечено еще: если в регионе делается акцент на каких-то
позициях, то и школы отражают на своих сайтах только их.
По технологическому удобству сайтов лидируют Пермская область,
Ханты-Мансийский АО. По качеству наполнения – Мурманская и Самарская
области. Красноярский край лидирует по коммуникативным сервисам и
готовности взаимодействовать неформально на форумах.
– И все-таки, – завершает эксперт, – рейтинг сайтов – не повод для
принятия решений. Вопрос даже не в том, насколько школы открыты, а как
сама школа себя чувствует, готова ли раскрываться.
Почему фестивали
предпочтительнее рейтингов
Заместитель директора регионального центра оценки качества
образвания и информационных технологий Санкт-Петербурга Александр
Федосов рассказал, что уже шестой год вопросу сайтостроения уделяется
особое внимание, в городе давно проводится фестиваль сайтов школ,
который в отличие от рейтингов существует именно для определения
векторов развития, а не для принятия административных мер.
– Бывает и так, что сильные гимназии не заботятся о своих сайтах, а
середняки осознают, что для них сайт – решающий фактор, способ принять
к себе сильных учеников.
Да, содержание школьного сайта формируется стихийно, законодательство
дает только первый толчок, остальное – «от чувства прекрасного». Особая
статья – язык школьных сайтов. Школа должна учиться говорить о себе
хорошим языком, чтобы и внесистемному человеку было понятно.
Конечно, открытость – существенный плюс, закрытая система может только
деградировать. В то же время быть открытым у нас небезопасно. Это
значит – ставить себя в уязвимое положение, и не лучше ли повременить с
получением этой самой обратной связи?
Константин Ушаков, главный редактор журнала «Директор школы», в
выступлении исходил, как обычно, из внутренних мотивов руководителей
школ:
– Какой процесс поддерживают все эти рейтинги? Стратификацию,
разделение школ. Этот процесс и так запущен, а мы его катализируем.
Результаты PISA уже показали, что стратификация школ понижает общий
уровень образования в стране. Немцы сделали вывод, перестроили всю
систему, убили дифференциацию.
А все пожелания не принимать рейтинг как руководство к действию –
впустую. Их точно будут использовать для оценки школ, угрожая не самым
сильным.
Так что мы с трепетом (не навреди!) даем ссылку на полную информацию о
рейтинге: http://ria.ru/sn_edu/20130423/930945392.html#13685454215183&message=resize&relto=register&action=addClass&value=registration.