ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ
Развитие детского спорта: в какую игру играем?
Пока каждая из заинтересованных сторон отстаивает исключительно свою позицию
Стране нужны сильные, здоровые и спортивные дети. А как
обстоят дела с развитием детского спорта? Этот вопрос
обсуждали специалисты на «круглом столе» в «РИА Новости». И
рассказали они много интересного.
Работа кипит!
Начальник отдела школьного и студенческого спорта Департамента
государственной политики Минспорта РФ Марианна Пуховская перечислила
много позитивного в работе ведомства: массовые спортивные мероприятия
для школьников систематически проводятся, в президентских играх и
состязаниях участвуют миллионы детей, в стране более полутора тысяч
спортивных школ, еще около тысячи «сдюшоров». Пять миллионов детей в
профессиональном спорте, в школах введен третий урок физкультуры, не
говоря об огромных средствах, которые направляются в регионы на
спортивный инвентарь и оборудование площадок. И прогресс налицо:
например, проект «Мини-футбол в школу» сегодня насчитывает миллион
участников, а в 2005 году в нем участвовали две тысячи детей из шести
регионов.
Может, и кипит, но только не
в школе
Петр Гук, руководитель школьной лиги бадминтона, говорил о
детях, которые не настолько физически развиты, чтобы идти в спортивные
школы:
– Они идут на урок физкультуры, и там начинается халтура –
причем с обеих сторон. В итоге через год рост у ребенка не прибавился,
вес стал только больше, очки на носу, а свой вид спорта он так и не
выбрал.
Вадим Батишев, исполнительный директор Объединения учителей физической
культуры России, поддержал эту мысль:
– Все-таки надо разделять понятия «спорт» и «физкультура». Если
серьезный спорт не для всех, то физическое воспитание должно касаться
каждого, и никаких «по состоянию здоровья» здесь быть не может. Сегодня
тяжело добиться понимания этого факта. Учителю проще освободить
ребенка, чем заниматься с ним по специальной программе. В свете этого
разговор о возвращении норм ГТО вполне обоснован – поколение у
нас растет совершенно неподготовленное, а какими еще средствами, кроме
репрессивных, охватить детей, мы не знаем.
Да и в спортшколах плохо
закипает!
Сергей Рытенков, заместитель генерального директора
физкультурно-спортивного объединения «Юность Москвы», где занимаются
около двадцати тысяч детей и работают полторы тысячи тренеров,
жаловался на нехватку материальных баз и не только:
– Не каждый молодой тренер пойдет на наши зарплаты. Молодой специалист,
который пока никого не подготовил, получает 15–17 тысяч, а для роста
зарплаты ему надо, чтобы дети показывали хороший результат. Поэтому
признаемся честно: у нас выживает сильнейший. Мы заинтересованы в
лучших. А родители ведут всяких детей, причем их интересует не вид
спорта, а куда ближе ходить.
Ему возразила Марианна Пуховская:
– Ничего подобного, на начальные группы положено брать всех, кто хочет,
первые два года в спортивных школах занимаются все. Кроме того, есть
спортклубы на базе школ – никто не запрещает заниматься с
педагогом дополнительного образования тем же волейболом или борьбой.
Развивайте там тех, кому профессиональный спорт не судьба.
Однако профессионалы слышали в этом лукавство и возвращались к
реальности:
– У молодого тренера группа в двадцать человек, а у
заслуженного – один-два чемпиона. Поначалу нагрузка
гигантская, многие ломаются. Нам надо держаться за молодых тренеров!
Вот в Нижегородской области зарплата хоть и мала, но есть субсидия на
жилье, кредит на покупку авто, другие льготы и удобства. Надо понимать
кадры, – убеждал Петр Гук.
То есть создавать такие условия, чтобы тренер имел возможность провести
способных ребят в профессию, а не ломал их на старте в погоне за
результатом любой ценой, потому что мысли о связи достижений детей и
зарплаты затмевают суть тренерской работы. Проблема, но решать ее,
похоже, некому.
Об условиях кипения
Немаловажное замечание было у Александра Блеера,
ректора Российского государственного университета физической культуры,
спорта, молодежи и туризма:
– Если бы в школах работали секции и велась грамотная работа на уроках
физкультуры, то никакой ГТО был бы не нужен. Но сейчас распространена
ситуация, когда энтузиасты приходят в школу, предлагают открыть
спортивную секцию, а директор говорит – не нужно, спорт – это
не литература, не ровен час кто-нибудь руку сломает, а мне
расхлебывать! А так – и не заниматься, и нормы ГТО рисовать.
И «по мелочи»: учителя физкультуры недовольны развитием инфраструктуры;
тренеры – организацией масштабных соревнований (трое работают,
остальные два часа сидят на лавках), родители – общей
нестабильностью (ходил ребенок в секцию два года – секция
переехала на другой конец города; был хороший тренер – ушел).
Плохо и с освещением событий: дети почти никогда не знают о спортивных
мероприятиях, массовая физкультурная работа СМИ не интересует.
В общем, настоящие проблемы лежат глубоко, их надо вскрывать и
анализировать, а не пытаться решить одним махом – введением
норм ГТО.