Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

В статье «Размышления о целях ирезультатах» («ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ», № 1 за 2013 год) известный педагог и ученый Олег Лебедев рассказывает о своем опыте постижения того, в чем должно состоять назначение школы. И о том, какие задачи школе важно сегодня решать. В самом общем виде общественный запрос к школе можно сформулировать так: желательно, чтобы выпускники освоили новый образ жизни. К его основным чертам относятся: высокая динамичность, возможная смена профессии, места жительства; большая степень неопределенности, столкновение с проблемами, которые не стояли перед поколением родителей; необходимость ориентироваться в возможностях и рисках новой информационной среды, самому заботиться о своем здоровье, выбирать культурные формы поведения и противостоять негативным явлениям в социокультурной среде... 
На управленческом языке цель освоения новых социальных реалий можно представить в виде трех основных образовательных задач: развитие способности к выбору обра за жизни, адекватного современным тенденциям развития общества; обретение опыта самостоятельного решения познава тельных, коммуникативных и иных значимых для ученика проблем; освоение способов деятельности, применимых в школьной практике и за ее пределами. Будут ли эти задачи реализованы? К сожалению, сегодня есть большой риск увеличения разрыва между «должным и сущим». Проблема в том, что «достичь результатов, соответству ющих современным представлениям о целях школьного образо вания, в рамках сложившейся предметно-классно-урочной сис темы невозможно. Но и отказаться от этой системы в обозримый период времени тоже невозможно». Где же выход? Возможно он заключается в постепенной модерни зации всех основных элементов образовательной системы – пакета учебных программ, функций класса, урока и других форм учебной работы, системы оценивания. Такая модернизация, по наблюдениям автора, в той или иной мере происходит, по крайней мере в отдельных школах.

Каким образом в выработке стратегии взаимодействия с конкретными школьниками следует учитывать гендерные особенности мышления и поведения? Составить более ясное представление помогает статья Л.Мищенко и А.Войтова «Учебная мотивация младших школьников в системном исследовании их индивидуальности с позиций пола и гендера» («ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ», № 3 за 2013 год). В публикации представлены результаты специального тематического исследования. Что же удалось выяснить?
К примеру, что девочки младшего школьного возраста с высоким уровнем учебной мотивации, в сравнении с высокомотивированными мальчиками, в привычной, спокойной обстановке более уверены в себе, более оптимистичны и обладают более высоким самоконтролем. Однако при столкновении с проблемами те же девочки оказываются в большей степени подвержены стрессу, у них проявляется более сильная фрустрация потребности в достижении успеха, более высокий страх самовыражения, страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Еще один важный момент: для низкомотивированных мальчиков характерна более высокая ригидность, а значит – им необходимо больше времени для того, чтобы перестроить свое поведение в соответствии с изменившимися внешними требованиями.

Психологами разработано достаточно много методик, которые помогают понять индивидуальные особенности детей. Некоторые – описаны в статье Л.Мироновой «Как лучше узнать ученика. Методика изучения личности школьника» («СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА», № 3 за 2013 год). Автор рассказывает, в частности, о методических подходах, позволяющих проявить структуру доминирующих учебных мотивов, характер отношений с педагогом и сверстниками. Понятно, что все подобные инструменты предназначены прежде всего для школьного психолога, но знакомство с ними может быть полезно и педагогам. Так, наверняка многим учителям будет интересно узнать о принципах и приемах метода беседы с ребенком. Вот, к примеру, одна из рекомендаций: «Начинать надо с решения пространственного вопроса – насколько близко или далеко мы расположены от собеседника, соответствует ли это расстояние решаемой нами задаче и как реагирует партнер на попытки изменить это расстояние. Общее правило здесь таково – чем более интимная тема обсуждается, тем меньше дистанция между собеседни ками».