О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
В статье «Размышления
о целях ирезультатах» («ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ», № 1 за 2013 год) известный
педагог и ученый Олег Лебедев рассказывает
о своем опыте постижения того, в чем
должно состоять назначение школы. И о
том, какие задачи школе важно сегодня
решать.
В самом общем виде общественный
запрос к школе можно сформулировать
так: желательно, чтобы выпускники освоили новый образ жизни. К его
основным
чертам относятся: высокая динамичность,
возможная смена профессии, места жительства; большая степень
неопределенности, столкновение с проблемами, которые не стояли перед
поколением родителей; необходимость ориентироваться в
возможностях и рисках новой информационной среды, самому заботиться о
своем
здоровье, выбирать культурные формы
поведения и противостоять негативным
явлениям в социокультурной среде...
На управленческом языке цель освоения новых социальных реалий можно
представить в виде трех основных образовательных задач: развитие
способности
к выбору обра за жизни, адекватного современным тенденциям развития
общества; обретение опыта самостоятельного
решения познава тельных, коммуникативных и иных значимых для ученика
проблем; освоение способов деятельности,
применимых в школьной практике и за ее
пределами.
Будут ли эти задачи реализованы? К
сожалению, сегодня есть большой риск
увеличения разрыва между «должным и
сущим». Проблема в том, что «достичь
результатов, соответству ющих современным представлениям о целях
школьного образо вания, в рамках сложившейся
предметно-классно-урочной сис темы невозможно. Но и отказаться от этой
системы в обозримый период времени тоже невозможно».
Где же выход? Возможно он заключается в постепенной модерни зации всех
основных элементов образовательной системы – пакета учебных программ,
функций класса, урока и других форм учебной
работы, системы оценивания. Такая модернизация, по наблюдениям автора,
в
той или иной мере происходит, по крайней
мере в отдельных школах.
Каким образом в выработке стратегии
взаимодействия с конкретными школьниками следует учитывать гендерные
особенности мышления и поведения?
Составить более ясное представление
помогает статья Л.Мищенко и А.Войтова
«Учебная мотивация младших школьников в системном исследовании их
индивидуальности с позиций пола и
гендера» («ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ»,
№ 3 за 2013 год). В публикации представлены результаты
специального тематического исследования. Что же удалось выяснить?
К примеру, что девочки
младшего школьного возраста с высоким
уровнем учебной мотивации, в сравнении
с высокомотивированными мальчиками,
в привычной, спокойной обстановке более уверены в себе, более
оптимистичны
и обладают более высоким самоконтролем. Однако при столкновении с
проблемами те же девочки оказываются в большей степени подвержены
стрессу, у них
проявляется более сильная фрустрация
потребности в достижении успеха, более
высокий страх самовыражения, страх не
соответствовать ожиданиям окружающих. Еще один важный момент: для
низкомотивированных мальчиков характерна
более высокая ригидность, а значит – им
необходимо больше времени для того,
чтобы перестроить свое поведение в соответствии с изменившимися
внешними
требованиями.
Психологами разработано достаточно
много методик, которые помогают понять
индивидуальные особенности детей. Некоторые – описаны в статье
Л.Мироновой
«Как лучше узнать
ученика. Методика
изучения личности школьника» («СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА», № 3 за 2013 год).
Автор
рассказывает, в частности, о методических подходах, позволяющих
проявить
структуру доминирующих учебных мотивов, характер отношений с педагогом
и
сверстниками.
Понятно, что все подобные инструменты предназначены прежде всего для
школьного психолога, но знакомство с
ними может быть полезно и педагогам.
Так, наверняка многим учителям будет
интересно узнать о принципах и приемах
метода беседы с ребенком. Вот, к примеру, одна из рекомендаций:
«Начинать
надо с решения пространственного вопроса – насколько близко или далеко
мы
расположены от собеседника, соответствует ли это расстояние решаемой
нами
задаче и как реагирует партнер на попытки изменить это расстояние.
Общее правило здесь таково – чем более интимная
тема обсуждается, тем меньше дистанция
между собеседни ками».