О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
Е.В.Советова
Тематические
педсоветы
Ростов-на-Дону: Феникс, 2008
На первых же страницах автор справедливо замечает, что унылые
формальные педсоветы, где никто ни с кем не
советуется, бесполезны. И предлагает
форму тематических профессиональных
обсуждений, которые позволяют наладить
продуктивное взаимодействие и оживить
систему самообразования в школе.
При их подготовке нужно соблюдать некоторые принципы и условия. Важно
использовать современные формы работы:
коллективную творческую деятельность,
творческие мастерские, презентацию работы методических объединений,
семинары, деловые игры, конференции, «круглые
столы», «аукционы идей». В книге можно
найти их краткое описание.
Однако сами по себе формы не обеспечат активного и заинтересованного
участия педагогов, если организаторы не
будут соблюдать собранные в отдельном
параграфе правила успешного проведения педсовета: «Не принуждайте людей
слушать доклады, не принуждайте выступать», «Хотите сократить
длительность
заседания – не жалейте времени на его
подготовку», «Педсовет – не поле боя, на
котором противник должен быть уничтожен. Руководитель должен стремиться
к
выработке общих подходов»...
И если читатель разделяет эти принципы, он может найти в следующих
главах
материалы нескольких тематических педсоветов, в которых приведены
некоторые
общие положения по теме и составлен
примерный план работы творческих групп.
Для них разработаны задания. Довольно интересные, например, для
педсовета
по аналитической деятельности учителя
группы должны придумать и представить:
параметры анализа урока, деятельности
учителя и учеников на уроке, психологического аспекта урока. А одной
группе даже
предлагается сочинить по теме педсовета
выступление в духе капустника. Примеры
подобной работы приведены в части Приложения вместе с образцами анкет,
документов и схем организации методической
работы в школе.
Ю.Б.Гиппенрейтер
У нас разные характеры.
Как быть?
М.: Астрель, 2012
Чтобы жить в мире с самим собой и
ладить с окружающими, хорошо бы представлять, какими особенностями
наделен
тот или иной человеческий характер. Причем знание об отрицательных
сторонах не
менее важно, чем о положительных : «Оно
помогает грамотно вести себя с человеком, предотвращая излишние
осложнения
в семье и на работе, ошибки в воспитании
ребенка».
Автор дает целую галерею характеров
разных типов с вполне понятными объяснениями и множеством примеров из
литературы и своей психологической практики.
Вот гипертимы, привычнее – сангвиники.
Общительные, жизнерадостные, энергичные, обращенные к миру,
прирожденные
лидеры. Каковы же недостатки у людей с
таким характером? Они не слишком задумываются об окружающих, могут быть
утомительны, легко переступают границы
дозволенного.
Классический пример —
гоголевский Ноздрев.
Так же узнаваемы в ярких описаниях
замкнутые, напряженно-аффективные,
тре вожные, демонстративные, эмоциональ но-лабильные, неустойчивые,
конформные. Читая, невольно пытаешься
сопоставить с каждой схемой себя, близких и знакомых. Для тех, кто «не
влезает»,
предусмотрена глава «Смешанные типы».
В каждом описании есть раздел, рассказывающий о том, как
взаимодействовать
с ребенком того или иного типа. Но более развернутые рекомендации можно
найти под заголовком «Воспитание детей
и характер». Например, организовывать
нужно демонстративного, гипертимному
напоминать о норме, но не допекать мелочной критикой, а вот тревожному
и напряженному это совсем не нужно. Это поможет смягчить недостатки и
максимально проявить достоинства характеров.