Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА


Меркулов Филипп

Стать интересней интернета

В Сети подросток потребляет. И только педагог создает ситуацию, когда ее ресурсы превращаются в источник творческой, исследовательской работы

Общеизвестный тезис: интернет в корне изменилтрадиционную модель образования. Раньше школьники все новое и важное узнавали от учителя, по крайней мере, целый день смотрели на него. Слушали они или нет – по-разному. Но педагог явно возвышался. Сегодня на уроке взгляды учеников прикованы к экранам компьютеров. Там нужная информация, процессы, за которыми необходимо следить. Педагог где-то за спиной. Его голос – лишь сопровождение экранного действа. Как учителю остаться в поле зрения ребенка, особенно подростка, который порой заявляет, что больше не нуждается во взрослых ни в школе, ни за ее пределами?

Дух противоречия

Чтобы дети заметили педагога среди компьютеров, ему нужно быть необычным и противоречивым. В Сети все стремительно: задача учителя – замедлить процесс, побудить пользователя остановиться, задуматься. Интернет предлагает скользить взглядом, знакомиться. Учитель – обдумывать, сопоставлять.
В Сети подросток потребляет. Педагог создает ситуацию, когда интернет становится источником творческой, исследовательской работы, инструментом для создания качественного продукта. Тут-то и пригодится любовь к фильмам, музыке, картинкам!
Пользователям интернета кажется, что информация существует сама по себе, без носителя, без человека. Учитель высказывает свою точку зрения, говорит о личностно значимых событиях, деятелях науки или искусства. Идея авторства, субъективного отношения к факту – это всецело в руках педагога. Именно он провоцирует столкновение точек зрения, побуждает усомниться в изложенной версии, попытаться понять идею того или иного ресурса, чтобы информация из некой данности превратилась в результат поиска, сложного мыслительного процесса. Стала личным знанием.
Был проведен забавный эксперимент. Двум группам учеников предложили подготовиться к контрольной на тему «Развитие жизни на Земле». Одни читали учебник, другие искали информацию в Сети.
Сразу понятно, кто работал с большим удовольствием: пользователи интернета. Они и времени больше потратили, и больше страниц текста прочитали. А вот финал оказался не таким предсказуемым. С вопросами теста успешнее справилась группа «читателей учебника».
Причина не только в том, что в учебнике информация тщательно отобрана и удобно структурирована, в соответствии с требованиями программы. В конце концов дети должны научиться самостоятельно отбирать факты, искать связи. Тогда не жалко «временно проиграть» в тестовых баллах. Существенно то, что «компьютерщики», искренне увлеченные процессом, совершенно не заинтересовались предметом. Не сосредоточились на нем.
Здесь и начинает «колдовать» педагог, замедляя, удивляя, направляя…

Мелкие хитрости

Учитель порой гораздо хуже взаимодействует с интернетом, чем ученик. Не может найти необходимую информацию, воспользоваться предоставленными ресурсами. Он учится у своих подростков или вместе с ними (если дети тоже не в курсе). И это не просто урок демократии, но и демонстрация способов обучения, приемов поиска, личного отношения, осмысления каждого факта. Для этого педагог должен уметь ответить на вопрос: как я познаю мир. Тогда и с учениками возникнет конструктивный диалог.
Старшеклассники чувствуют себя в интернете довольно уверенно. Они не запоминают адреса сайтов, не сохраняют путь поиска, идут «самым коротким путем» (сразу адрес «вбивают» – не пользуются поисковыми системами), забывая, чего хотят достичь. Если ситуация заставит их вернуться «по собственным следам» (необходимость рассказать о способе работы, найти лишние повороты или тупики поиска), тогда и способ деятельности отрефлексируется, и некая классификация понятий, явлений в сознании возникнет, и обманчивое ощущение доступности единожды найденного, но незафиксированного («точно было, не помню где») приобретенным опытом поправится.
Создавая подобную ситуацию, не обязательно стоять над душой. Для подростка идеальная ситуация: один экран для одного человека. Достаточно устроить соревнования на скорость обнаружения какой-то информации или поиск «глубоко запрятанных» фактов.
С помощью интернета легко создать монументальную работу, страниц на двадцать. Даже если ребенок не просто послал на печать готовый реферат, а честно прочитал текст, выбрал нужное, переставил абзацы в правильном порядке. Все равно. Необходимость писать или печатать заставляет строже подходить к отбору материала, физически пропускать его через себя. Педагогу не нужно слишком изощряться. Некоторые, правда, предлагают ребятам заменять в исходным тексте все слова, кроме союзов, чтобы получилось совершенно новое произведение. Конечно, оно становится значительно короче и запоминается надолго. Но легче попросить написать (напечатать) своими руками реферат на реферат: одну страницу, самое важное. А потом эти страницы всех докладов станут сборником, каталогом научных трудов класса или автора. Каталогом легко читаемым, полезным. За полной версией всегда можно будет обратиться в архив (дальняя полка шкафа).
Кстати, переписку по поводу редактирования сочинения или доклада (в электронном виде это не так мучительно и долго, как в бумажном), неправильно решенного примера или оригинальной задачи удобно вести в Сети. На сайте учителя, на сайте школы. В электронном журнале, в конце концов. Так учебный процесс становится прозрачен для родителя, который, с согласия сторон, знакомится с перепиской, вносит свои замечания, «кидает» любопытные ссылки. Домашнее задание не повод для конфликта, а пространство встречи, сотрудничества семьи и школы. Диалога, спора...
Деятельность подростка в Сети становится образовательной, если учитель помогает задать некий культурный, смысловой вектор, сформулировать цель. Любое коллекционирование и оформление коллекций (фото, видео, аудио…) для их публичного представления – замечательный процесс, в ходе которого подросток учится сохранять и структурировать, учитывать чужое восприятие и мнение.
Обзор чего угодно (от альбома классных фотографий до сборника работ автора за последние 8 лет) – умение отслеживать динамику, прогнозировать.
Интернет провоцирует пользователей проявлять свое отношение к увиденному или прочитанному (нравится – не нравится). Но только учитель способен эмоциональную реакцию превратить в критериальное содержательное оценивание.
Сам факт комментирования, обсуждения некого результата, признания его сообществом (Сеть фиксирует и сохраняет дискуссию) – мощный образовательный стимул.
Школа предлагает знания, которые нужны только в школе. Подключение интернета позволяет работать с большим знанием, внешним миром.

Резюме

Первый и главный человек, помогающий подростку взглянуть на интернет как на культурный, образовательный ресурс, – педагог. Именно благодаря ему школьники обнаруживают в Сети всякие справочники, странички научных и музейных сайтов (они привлекательнее страниц учебника яркостью картинок, возможностью навигации…), противоречия и откровения.
Если в школе учитель этим не занимается, подросток не получает образца культурного взаимодействия с интернетом. В свою очередь, благодаря возможностям интернета, педагогу удается удерживать в образовательном процессе баланс между игрой и реальностью, между усилием и удовольствием.
Современная школа, несмотря на наличие разнообразной техники и специального предмета «Информатика», в целом пока не приспособлена для выхода в Сеть, в большой мир. И все же учителя стараются проложить дорогу.


В контексте темы

Исследователи разных стран внимательно изучают, какова роль компьютеров в жизни современной молодежи. Интересно сравнить среднемировые показатели с ситуацией в собственном классе?

Как часто подростки посещают интернет?

По инициативе школы подростки в два раза реже обращаются к интернету, чем по личной надобности. С регулярностью и того хуже: в школе это происходит время от времени, несколько раз в месяц. По личной инициативе – ежедневно, и здесь нет разницы между мальчиками и девочками. Половина старшеклассников заходит в интернет в среднем на полчаса – на час. Вторая половина проводит в Сети в среднем 2 часа в день. Разумеется, в будни поменьше, зато выходные целиком посвящены любимому занятию.
От пятого класса к одиннадцатому в 2,5 раза увеличивается число таких завсегдатаев сети. Вероятно, это связано с тем, что по мере взросления подросток все легче избегает запретов, ограничений, накладываемых взрослыми. А собственных причин больше времени проводить в реальности у него нет.
41% подростков пользуются интернетом дома чаще, чем родители; 36% – поровну, у 23% – родители больше времени проводят в сети, чем дети.

Зачем подростки идут в интернет?

Большинство отвечает расплывчато: поиск чего-то нужного (90%) или скачивание (60%). Общаются в Сети 71%. Игры в основном рассчитаны на мальчиков. И мальчики активно играют. Для них важно заниматься чем-то вместе с друзьями.
Девочки предпочитают социальные сети. Им хочется обмениваться эмоциями, секретами.
При этом все подростки отмечают, что в школе разрешается искать (скачивать) только учебную информацию, и это ограничение воспринимается как запрет на все, что действительно интересует. Однако поиск чего-то нужного – тоже поиск информации. Возможно, причина в несовпадении требований школьной программы и интересов подростков. Так ли непреодолим этот разрыв?
52% старшеклассников используют интернет для выполнения домашних заданий. Даже если учитель не предлагает им этот способ. Консультируются в Сети, ищут ответы, факты (это проще для ребят, чем листать учебники или справочники, которых нет ни дома, ни порой в школьной библиотеке). Девочки учатся в Сети в полтора раза чаще мальчиков. Среди поисковых машин лидируют Google и Яндекс. Главный справочный ресурс – Википедия.
46% просто копируют из Сети тексты докладов, рефератов и сдают непрочитанные толком труды преподавателям. 54% тратят время на редактирование скачанного. С возрастом пользователи интернета все более критически относятся к полученной информации. Заслуга ли это школы или собственный печальный опыт?
В начальной школе 48% считают, что раз написано в компьютере, значит, правда. Старшеклассников доверчивых только 8%; студентов – 0,6%.
Лишь 20% подростков называют педагогов в числе тех, кто приобщает их к культуре интернета.