Увидеть свой портрет в часах и минутах
Развиваем у детей один из главных образовательных навыков – навык обращения со временем
Есть у нас государственнаяобразовательная стратегия, которая
претендует на универсальность, и есть
учителя, которые достаточно талантливы,
не удовлетворены
и смелы, чтобы находить и практиковать
частные, но действительно работающие
способы образования детей.
Судя по материалам наших читателей –
факт. И не беда, что пока начальство
изо всех сил старается не замечать его.
Новый взгляд на привычное
Я преподаю математику. И вопрос, как
найти время на то, что детям интересно,
а мне важно, волновал меня всегда. Не-
давно я прошла модульные курсы по теме
«Тайм-менеджмент для детей», затем для
взрослых и поняла, что отношениям со
временем надо учиться, а в рамках об-
разовательного пространства детей это
очень важный общеучебный навык.
Хотя привычку транжирить время мы же
и прививаем: вот дети долго ждут учителя,
чтобы открыл кабинет – там их одежда,
им нужно идти домой; вот они пришли к
первому уроку, а расписание начинается
со второго; или их заставляют идти на не-
интересное мероприятие; или во время
урока сидят ничем не занятые. Но и жизнь
взрослых часто проходит в пустых раз-
говорах, в очередях, на бессмысленных
совещаниях и собраниях. Между тем во-
прос времени – это вопрос целей и смыс-
лов жизни, и мне захотелось, во-первых,
применить полученные знания самой, во-
вторых, передать их ученикам.
О чем знает мое время?
Но часов в школе всегда нет, просить
бесполезно, и я решила заинтересовать
семиклассников, у которых веду матема-
тику. Сначала на своих уроках, а потом мы
стали собираться добровольно перед уро-
ками во второй смене. Ненадолго, ведь
каждый анализировал свое время дома.
Поначалу никто не умел определять
точно протяженность различных дел. Дела
выбирали как в классе, так и дома. Про-
гнозировали и проверяли прогноз. Сколь-
ко времени требуется для подготовки к
уроку геометрии? За какое время ты смо-
жешь прочитать страницу учебника? Были
первые удивления: оказывается, всего-то
30 секунд нужно, чтобы все приготовить к
уроку!
В классе мы рисовали коллажи: «День
по расписанию» и «День без расписания»;
приводили примеры профессий, в кото-
рых нельзя обойтись без определенного
расписания. Размышляли о том, что такое
«лишнее время», стоит ли искать резер-
вы времени. Простая мысль: чтобы иметь
резервы времени, нужно знать, на что его
тратить. Я предложила детям каждый день
выбирать и записывать дело, которое яв-
ляется главным, затем выбирать главное
дело за неделю и далее – за четверть. Как я
и предполагала, у детей получилось опре-
делить свои главные ценности. Например,
для Линара главной ценностью являются
семейные отношения, для Маши – успеш-
ная учеба, для Любы – творческое разви-
тие, занятие рисованием и танцами, а для
Никиты – дружба. Слушать отчеты было
интересно всем, хотя практически выпол-
нить эксперимент смогли лишь 10 человек
из двух классов.
Новые грани характеров детей
Так почему же не хватает времени на
нужные дела, где мы его теряем? Пред-
ложила детям вести хронометраж личного
времени. Срок был поставлен – продер-
жаться три недели! До конца продержа-
лись те же 10 человек, то есть 20% всех
учеников, но общий интерес не пропал. А я
узнала своих учеников с совершенно дру-
гой стороны: например, Линар, слабый в
математике, проявил настойчивость и ис-
полнительность, а Никита, который допу-
скает при ведении тетрадей небрежность,
при заполнении блокнота был чрезвычай-
но аккуратен. Но к процессу: мы стали искать хронофаги, поглотители
времени. Тут
просмотр телепередач и компьютерные
игры были на первом месте; трата времени на пустые разговоры
наблюдалась
у тех, кто не ходил ни в какие кружки, но
главное – всем оказалось знакомо состояние, которое называется лень,
она же –
боязнь приступить к нужному делу. И мы
все в этом признались!
Оставалось обсудить способы борьбы
с хронофагами. Прием – «якорь», чтобы
приступить к какому-либо делу: кто-то
включает музыку, кто-то делает 30 приседаний, а кто-то наводит порядок
на столе и
так настраивает себя на работу. А кому-то
помогает мысль о маме: как она огорчится, если поручение не будет
выполнено.
Другой прием – «швейцарский сыр»: начать выгрызать кусочки, делать хоть
чтонибудь в любом порядке, и постепенно
работа закипит. Я призналась, что мне помогает именно этот метод.
Говорили и об
интеллект-картах, их рисование помогает
осмысленно и творчески усваивать самый
скучный материал. На уроке геометрии в
этот день мы рисовали карту по теме «Параллельность прямых». Тут я
узнала, что
интеллект-картами они пользуются и на
уроках русского, и на английском.
Нет самопознания
без самосовершенствования
Подростки критичны к себе и открыты
совершенствованию. Подошла Маша и
поделилась тем, что почти перестала тратить время на просмотр
телепередач. А вот
уменьшить расход времени на компьютерные игры оказалось труднее. Другой
ученик стал фиксировать в таблице два показателя ежедневно: количество
отжиманий
в день и количество выученных английских
слов за день – прямая корреляция роста
очевидна, и он очень горд. То есть само
ведение записей по учету какого-либо показателя подталкивает к нужным
действиям, заставляет находить время на полезное дело. А одна ученица
по результатам
ведения хронометража построила свой
график занятий дня (заодно мы освоили
работу с «Живой геометрией»): график наглядно показал, как много
времени у нее
уходит на уроки и компьютер и как мало
остается на жизнь – только поздний вечер,
куда опадают все разноцветные линии. Тут
и я впервые задумалась: у большинства
детей домашние задания отнимают очень
много времени!
Но и в целом – как много дал нам с учениками этот неофициальный проект!
И для
успешной учебы, и для интересной жизни,
а ведь он продолжается…