Почему у нас такие реформы?
Письмо апреля, держитесь! Учитель содержательно экспертирует
ситуацию
в образовании
:
«К концу учебного года я опять начинаю
разговоры о том, что планка возможностей
детей падает, что нынешние
«сильные» – вчерашние «терпеливые
середнячки», что год от года идет непоправимое
снижение качества ученика (не
знаю, можно ли так сказать). Странно,
да? Гайки школе закручивают все туже,
а образование ослабевает. Реформы эти –
и НПФ, и НСОТ, и ЕГЭ с ГИА, и новая система
аттестации учителей – они вообще
какое-то положительное значение для
учебы детей имеют? На мой взгляд – нет,
они чужды учителям и ученикам. Вот подушевое
финансирование: чем больше учеников
в школе, тем оно выше; чем больше
учеников на одного учителя, тем выгоднее,
чем меньше учебных часов финансируется,
тем лучше. А для качественного
образования разве 40 учеников в классе
лучше, чем 20? Один час в неделю на предмет
лучше, чем два? Учитель на две ставки
работает лучше, чем на одну? Но это
уже система оплаты труда. Учителя из
разных школ говорят одно и то же: «Стимулирующие
у нас начисляются странно».
Очень странно: стимулируют не настоящую
работу, а разные прибамбасы. Это
на пользу детям? А про ГИА и ЕГЭ сто
раз сказали: идет начетничество. Теперь
дети учат только выбранные для экзамена
предметы, да и тех не знают, потому
что всем важны баллы, а не знания. И вот
так – скатываемся к профанации. Почему
у нас введены такие реформы, которые
целенаправленно снижают качество
образования? И что дальше?»
Как не согласиться: в последнее десятилетие
систему изо всех сил оптимизируют,
увы, не ради улучшения
процесса обучения, а ради финансовоэкономической
эффективности. Прозрения
о том, что произошел перекос, и
довольно опасный, приходят в голову не
только учителям. Так, на состоявшемся
недавно Ярославском евразийском образовательном
форуме замминистра
образования Игорь Реморенко, систематизируя
историю модернизации образования
(1985 – 2012 гг.), признался в
том, что единого сценария дальнейшего
движения образования он не видит.
И назвал четыре наметившихся вектора:
1) доводить до ума то, что сделано:
НПФ, НСОТ и.т.д. в режиме проектной
деятельности;
2) разгрузка системы, ее
дебюрократизация, запрет на множество
проверок;
3) большая рефлексивность
системы, когда люди на местах
сами доводят под свои нужды начинания,
обсуждают нормы – посредством
формирования профессиональных сообществ;
4) ориентация на советскую
систему: ГТО, форма, детские организации,
единые учебники.
Выряжаясь яснее, дальше будет то,
на что у школы и у местного управления
хватит ума и сил. И что им позволит общественность.
Очевидно и то, что «доводить
до ума» проекты госполитики,
не используя ума, – немыслимо. И педагогам
сегодня надо быть прежде всего
бдительными.